26
march
Wednesday
19:00
2014
Ticket price:
200-500 руб.
Audience: 6+
Address:
Russia, St. Petersburg, Moika Embankment, 20
MapSitePhone:
+7 (812) 314-10-58
Billboard:афиша
symphony concert
I part

Б. Бриттен (1913-1976) Концерт для скрипки с оркестром ор.15
К. Сен-Санс (1835-1921) Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром

laureate of international competitions
Aylen Pritchin (violin)
II part

Л. Бетховен (1770-1827) Концерт №5 для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор op. 73

laureate of international competitions
Lucas Geniušas (piano)

Sуmphony Orchestra of St. Petersburg State Capella

Artistic director and chief-conductor – People's artist of Russia Alexander Chernushenko

Conductor – People's Artist of Russia Maxim Fedotov

About the program of the concert

Пятый концерт для фортепиано с оркестром Es-dur (op. 73) был закончен Л. ван Бетховеном в 1809 году и посвящен эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому, высокому покровителю и ученику Бетховена. Современники назвали произведение «Большой концерт» (иногда концерт называли также «Император»), во-первых, из-за масштабов (его первая часть протяженнее даже грандиозных первых частей Пятой и Девятой симфоний), во-вторых, из-за образного содержания сочинения. Концерт оказывается близок колоссальной симфонии по сверхъестественной силе, героической энергии, по виртуозности партии солиста. Военные события тех лет в Европе находят отражение в развернутой первой части (Allegro), наполненной, с одной стороны, драматизмом и победной мощью главной партии и неизбывной лирикой побочной партии, которая в процессе развития тоже приобретет героический оттенок. Вторая, медленная часть (Adagio un poco moto) с ее прекрасной лирической темой, раскрывающей хрупкий романтический образ, погружает слушателя в контрастный мир вечной красоты и женственности. Финал (Allegro) переводит звучание в сферу народного празднества, но не скромного сельского, а исполинского, в который вовлечены огромные народные массы.
Концерт для скрипки с оркестром был написан известным британским композитором Бенджамином Бриттеном в 1939 году. Его обращение к данному жанру связано с особым предпочтением композитора: еще в юности он был покорен Скрипичным концертом П.И. Чайковского, высказывая свое восхищение творениями русского музыканта. Позднее Бриттен открыл для себя мир музыки Д. Д. Шостаковича, влияние которого ощущается в написанном им сочинении. Сохраняя традиционный трехчастный цикл, композитор, однако, во многом его переосмысливает: I часть (Moderato con moto) выполняет роль вступительного раздела к стремительной II части (Vivace), которая становится центром произведения и завершается блестящей каденцией. Финальная III часть (Andante lento) обозначена композитором как Пассакалья. Первоначально пассакалья обозначала, как известно, медленный танец в трехдольном размере, позже этим термином стали называть вариации на постоянно повторяющуюся тему, которая располагалась чаще всего в басу, но иногда и в других голосах. Пассакалья обычно создается композитором как монументальное, торжественное произведение, исполняющееся в медленном темпе. Такова в целом и III часть Скрипичного концерта Бриттена, в основе которой лежит неторопливая тема с поступенным движением, пронизывающая всю часть от начала до конца.
Наиболее яркой областью творчества известного французского композитора, пианиста, органиста, дирижера Камиля Сен-Санса (1835–1921), пользовавшегося большой популярностью у современников, дважды приезжавшего в Россию (в 1875 и 1887 годах), была инструментальная музыка. Удивительная образность, картинность, блестящая виртуозность, тонкий юмор отличают многие сочинения композитора, в том числе самое исполняемое — Интродукцию и Рондо-каприччиозо для солирующей скрипки и оркестра, написанное в 1863 году. Открывая произведение медленной Интродукцией (Andante), композитор далее переводит музыкальное действие в сферу необыкновенно яркого, «капризного рондо» (Allegro ma non troppо), рисующего образ безудержного, искрометного веселья. Партия солирующей скрипки с ее виртуозными пассажами импровизационного характера, чуткое, прозрачное оркестровое сопровождение, открытость каждого музыкального эпизода – все это способствует созданию свободной, «полетной» формы, характерной для истинно концертной пьесы.

Проф. З.М. Гусейнова

Ticket Offices

Artistic Director of St.Petersburg Music House:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin
Лукас Генюшас