14
may
Wednesday
19:00
2014
Ticket price:
250-300 руб.
Audience: 12+
Address:
Russia, St. Petersburg, Moika Embankment, 122
MapSitePhone:
+7 (812) 400-1-400
Billboard:афиша
Concert by St.Petersburg Music House
recital
Айлен Притчин (скрипка)
I part

С. Прокофьев (1891-1953) Соната №2 для скрипки и фортепиано ре мажор op.94a
Б. Барток (1881-1945) Рапсодия №1 для скрипки и фортепиано BB94

II part

М. Равель (1875-1937) Соната №2 для скрипки и фортепиано соль мажор
Рапсодия «Цыганка»
К. Сен-Санс  (1835-1921) Интродукция и рондо-каприччиозо op.28

laureate of international competitions
Aylen Pritchin (violin)
piano – laureate of international competitions Nikolai Saratovskii

About the program of the concert

Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева (1891-1953) открыло одну из самых ярких страниц мировой музыкальной культуры ХХ века. Автор множества сочинений разнообразных жанров, создатель нового направления в музыке, Прокофьев оказал мощное влияние на искусство отечественных и зарубежных композиторов-современников. Соната для скрипки и фортепиано (соч. 94 bis) Прокофьева обрела свое дополнительное обозначение («bis»), поскольку представляла собой транскрипцию Сонаты для флейты и фортепиано, созданной в годы войны. Первое исполнение сочинения Николаем Харьковским и Святославом Рихтером состоялось в декабре 1943 года. Выдающийся скрипач Давид Ойстрах, услышав флейтовую cонату, предложил композитору сделать ее скрипичную версию. «Это оказалось нетрудной работой, – писал Прокофьев – так как выяснилось, что партия флейты удобно складывается для скрипичной техники. Количество изменений в партии флейты было минимальное, и они коснулись, главным образом, штрихов. Фортепианная партия осталась неизменной». Уже в июне 1944 года Ойстрах исполнил Сонату вместе c Львом Обориным, и с тех пор произведение получило известность именно как скрипичное. В Сонате отчетливо проявляются характерные черты стиля Прокофьева этих лет; он создает монументальное четырехчастное полотно, объясняя это следующим образом: «Музыку надо сочинять большую, где замысел и техническое выполнение соответствовали бы размаху эпохи». Не случайно композитор одновременно с Сонатой работал над оперой «Война и мир». В Сонате лирическое начало господствует в первой части (Moderato), и затем оно предстает в третьей части (Andante), контрастом по отношению к ним обеим возникает вторая часть (Скерцо), наполненная характерными для Прокофьева гротесковыми интонациями. Стремительный финал (Allegro con brio) драматургически и эмоционально завершает сочинение.

Бела Барток (1881-1945) относится к числу самых известных венгерских композиторов ХХ века, авторов ярких, новаторских сочинений. Не меньшую славу уже при жизни ему принесли работы в области фольклора, поскольку многие годы Барток посвятил собиранию, исследованию и обработке венгерских народных песен. Фольклор стал для композитора основой музыкальных сочинений разных жанров, среди которых — струнные квартеты, концерты, опера «Замок герцога Синяя Борода», обширный фортепианный педагогический репертуар. Большое внимание в своем творчестве Барток уделял сочинениям для скрипки, стремясь и здесь претворить фольклорный элемент. Особенно поразительны две его Рапсодии для скрипки с оркестром, первая из которых создавалась в 1928-1929 годах. Возможность свободного фантазирования на темы народных песен, имитация приемов игры народных скрипачей, соединение разнохарактерных эпизодов позволили автору создать яркое концертное сочинение — одновременно виртуозное и вдохновенное.

Французский композитор, пианист и дирижер Морис Равель, продолжатель традиций импрессионизма, привнес в свое искусство яркую испанскую тему. В его творчестве представлены сочинения различных жанров: «Испанская рапсодия» (1907), «Болеро» для оркестра(1928), опера «Испанский час» (1907) и многие другие. Большая роль в музыке Равеля отведена многообразным танцевальным, моторным ритмам. В Сонате для скрипки и фортепиано, созданной в 1917 году, преобладают светлые, пасторальные тона. Композитор предстает здесь как мастер лирического повествования (первая часть), элегантного танца (вторая часть обозначена композитором как «Блюз», здесь важен эдемент импровизационности, имитации гитарного звучания), активной моторики (третья часть – «вечное движение», построенное на безостановочном движении шестнадцатыми нотами). Свою Сонату Равель посвящает Элен Журдан-Моранж, французской скрипачке, исполнительнице сочинения.

Творческие открытия Мориса Равеля затронули все сферы музыкального языка. В своих сочинениях – операх, балетах, инструментальных опусах — он предстает как яркий новатор в области мелодики, гармонии, метроритма, инструментовки. Всеми оттенками национального колорита отличаются сочинения, посвященные сюжетам из жизни разных народов, в которых композитор всегда умеет сохранить подлинный фольклорных дух и круг образов. Среди таких сочинений - концертная фантазия «Цыганка» для скрипки и фортепиано (1924), которую не случайно называют рапсодией. Характерные для данного жанра свобода, импровизационный стиль, чередование разнохарактерных эпизодов, основанных на народно-песенном материале, в полной мере предстают в «Цыганке». Свое сочинение композитор посвятил скрипачке Иелли д'Арань, которая была его первой исполнительницей.

Наиболее яркой областью творчества известного французского композитора, пианиста, органиста, дирижера Камиля Сен-Санса (1835–1921), пользовавшегося большой популярностью у современников, дважды приезжавшего в Россию (в 1875 и 1887 годах), была инструментальная музыка. Удивительная образность, картинность, блестящая виртуозность, тонкий юмор отличают многие сочинения композитора, в том числе самое исполняемое — Интродукцию и Рондо-каприччиозо для солирующей скрипки и оркестра, написанное в 1863 году. Открывая произведение медленной Интродукцией (Andante), композитор далее переводит музыкальное действие в сферу необыкновенно яркого, «капризного рондо» (Allegro ma non troppо), рисующего образ безудержного, искрометного веселья. Партия солирующей скрипки с ее виртуозными пассажами импровизационного характера, чуткое, прозрачное оркестровое сопровождение, открытость каждого музыкального эпизода – все это способствует созданию свободной, «полетной» формы, характерной для истинно концертной пьесы.

Rules for visitors

1. Overclothes should be left at the cloakroom.

2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom.
Photography and filming are not permitted.

3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge.

4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes.

5. Children under 12 years are not admitted.

6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls.

7. The use of mobile phones during a concert is not permitted.

8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment.

9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House.

10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Ticket Offices

Artistic Director of St.Petersburg Music House:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin