24
june
Tuesday
19:00
2014
Ticket price:
300-400 руб.
Audience: 12+
Address:
Russia, St. Petersburg, Moika Embankment, 122
MapSitePhone:
+7 (812) 400-1-400
Billboard:афиша
Concert by St.Petersburg Music House
recital
Сергей Редькин (фортепиано)
I part

И. С. Бах (1685-1750) - Ф. Бузони (1866-1924) Токката и фуга ре-минор
Ф. Шуберт (1797-1828) Соната №20 для фортепиано ля мажор, D. 959

II part

М. Равель (1875-1937) Сонатина для фортепиано фа-диез минор
С. Прокофьев (1891–1953) 3 пьесы из балета "Золушка";
Соната № 2 для фортепиано ре-минор ор.14

laureate of the XV International Tchaikovsky Competition (2015)
Sergei Redkin (piano)

About the program of the concert

Цикл для органа «Токката и фуга ре-минор» был написан Иоганном Себастьяном Бахом предположительно в 1703–1707 годах. Невероятные мощь и драматизм, сложная архитектоника, внутреннее образно-мелодическое единство обеих частей, соединение дерзкого порыва в токкате и нежной лирики в фуге, высочайшее мастерство органного письма — все это сделало сочинение популярным уже при жизни композитора, слава которого только нарастала в последующие столетия. Первая публикация произведения была осуществлена в 1833 году, благодаря усилиям Феликса Мендельсона, за ней последовал целый ряд обработок Токкаты и фуги для разных инструментальных составов. Они были сделаны выдающимися музыкантами К. Таузигом, Л. Стоковским и др. Среди всех особенную известность получила фортепианная редакция известного композитора и пианиста Феруччо Бузони (1899), сумевшего средствами инструмента передать блеск и великолепие органного звучания. Токкате и фуге суждено было стать одним из самых востребованных в кинематографе музыкальных сочинений, оно часто исполняется за кадром или становится частью действия, неизменно сохраняя свою величественность и духовную наполненность.
Всемирную славу Францу Шуберту — великому австрийскому композитору, одному из основоположников романтизма в музыке, принесли, хотя и после его смерти созданные им около 600 вокальных композиций и симфонии (в их числе — знаменитая «Неоконченная»). Но не меньшее значение для европейского искусства имеет и фортепианное наследие, в котором выделяются Три последние сонаты (в каталоге сочинений композитора они значатся под номерами D. 958–D. 960), созданные в последние месяцы жизни Шуберта. В них часто даже видят некую трилогию, сродни трем последним симфониям В. А. Моцарта. Соната № 20 в четырех частях (1. Allegro moderato. 2. Andante. 3. Menuetto. 4. Allegro) приобрела известность, благодаря свой второй части, нередко исполняемой как самостоятельная пьеса. Вдохновенная красота ее основной лирической темы, главенствующая, словно парящая над остальными музыкальными пластами, лишь в середине ненадолго приобретает драматический оттенок, возвращая в дальнейшем исходный облик. Интересна и третья часть — Менуэт, но написанный в быстром темпе, с отдельными шутливыми элементами. Первая и четвертая части менее ярки, но они убедительно раскрывают черты романтической сонаты.
Выдающийся представитель французского импрессионизма Морис Равель создал одно из самых популярных своих сочинений – Сонатину для фортепиано фа диез минор в 1905 году. Композитор избрал для своего сочинения традиционную трехчастную форму, обращаясь в качестве образца, в определенной мере, к камерным опусам Франсуа Куперена. Все части Сонатины (1. Modere. 2. Mouvement de Menuet. 3. Anime) очень просты, но изящны и изысканны. Пленительные темы, прозрачная фактура, отстраненность от проблем современности — все это рождает ощущение смещенности во времени, возможности хотя бы на краткий миг вернуть давно забытое.
Балет С. Прокофьева «Золушка» создавался композитором, начиная с 1940 года, и был закончен в 1944 году. Уже после постановки балета Прокофьевым были написаны три оркестровые Сюиты на темы балета, а еще в процессе работы над ним — циклы для фортепиано: Три пьесы, ор. 95; Десять пьес, ор. 97; Шесть пьес, ор. 102, не считая других переложений. Три пьесы включают эпизоды балета, опирающиеся на старинные танцы: Павана (торжественный медленный танец), Гавот, предполагающий умеренный темп, и Медленный вальс. Воссоздавая элементы звучания танцев, Прокофьев, по своему обыкновению, привносит в них современные нотки, словно подшучивая над обычаями давно ушедшей эпохи.
Вторую фортепианную сонату С.С. Прокофьев пишет в 1912 году, в период, когда исполнение каждого опуса композитора, еще студента консерватории, вызывало у слушателей неоднозначную реакцию. Блестящий пианист-виртуоз, Прокофьев, создавший, по сути, новый стиль фортепианного исполнительства, отразил его в своих сочинениях. Соната построена как масштабный четырехчастный цикл (1. Allegro, ma non troppo — Piu mosso — Tempo primo. 2. Scherzo. Allegro marcato. 3. Andante. 4. Vivace — Moderato — Vivace), где Скерцо перемещается на вторую позицию, подчеркивая значимость этого образа у Прокофьева. В Сонате соединяются лирические и шутливые образы, причудливо сочетаясь в разных разделах, где на первый план выходят то первые, то вторые. Преобладание по–прокофьевски объективной, подчас слегка отстраненной лирики отмечается в первой части (в побочной партии слышны отзвуки «Снегурочки» Н. А. Римского–Корсакова) и в Анданте. Скерцо же с его острым ритмом, подчеркнутой ударностью, и «дерзкий» финал, невольно вызывающий в памяти огненную тарантеллу, раскрывают целый спектр юмористических образов — от забавной шутки во второй части к колючему гротеску тем в финале. И как неожиданный, редко встречающийся у композитора оттенок таинственного, фантастического образа ненадолго возникает в Анданте, заставляя по–новому осмысливать фортепианный стиль Прокофьева.

Проф. З.М. Гусейнова

Rules for visitors

1. Overclothes should be left at the cloakroom.

2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom.
Photography and filming are not permitted.

3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge.

4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes.

5. Children under 12 years are not admitted.

6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls.

7. The use of mobile phones during a concert is not permitted.

8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment.

9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House.

10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Ticket Offices

Artistic Director of St.Petersburg Music House:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin