25
june
Monday
19:00
2012
Ticket price:
500 rubles
Audience: 6+
Address:
Russia, St. Petersburg, Moika Embankment, 122
MapSitePhone:
+7 (812) 400-1-400
Billboard:афиша
Concert by St.Petersburg Music House
chamber concert
Double Bass Ensemble
I part

M.Mussorgsky (1839-1881). "Daybreak at Moscow-river". Introduction to opera "Khovanshchina"
A.Mirzoev (b.1938). "Oriental"
M.Mussorgsky (1839-1881). "Pictures at an Ehibition" (1874)
A.Mirzoev (b.1938). The small lyrical suite on the themes from musical compositions of I.Dunaevsky
"Russian album" for quartet of contrabasses
 

II part

J.S.Bach (1685-1750). Chaconne from Partita No.2 for solo violin
A.Mirzoev (b.1938).Fantasia on themes from musical compositions of Rossini
G.Bizet (1838-1875). Overture at opera "Carmen"
M.Ravel (1875-1937). Pavanne from the cycle on the Spanish national subjects
J.Strauss (1825-1899). French Pole "Im Krapfenwald", Op.336


Double bass ensemble cond. Alexander Shilo (double bass)

About the program of the concert

Последние годы жизни Модест Мусоргский (1839-1881) работал над оперой «Хованщина», посвященной событиям конца XVII века, когда столкнулись две силы — старая и новая Россия, представленная преобразованиями царя Петра. Оркестровым вступлением к опере, которую композитор так и не успел завершить, стала музыкальная картина «Рассвет на Москве-реке». Здесь Мусоргский рисует картину пробуждающейся Москвы: музыка почти живописными красками рисует удивительно красивый образ. Но смысл Вступления гораздо шире, оно раскрывает центральную идею оперы — рассвет над Россией, формирование нового исторического этапа. «Рассвет на Москве-реке» часто исполняется как самостоятельная концертная пьеса.

Фортепианный цикл «Картинки с выставки» был написан Модестом Петровичем Мусоргским в 1874 году в память о друге, архитекторе и художнике Викторе Гартмане. Цикл построен композитором как программная сюита из 10 пьес, перемежающихся интермедиями. В ней сочетаются картинки из реальной жизни и сказочной фантастики с образами из далекого прошлого. Каждой пьесе Мусоргский дает название и все пьесы связывает между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей переход от картины к картине. Такое построение сюиты - единственное в классической музыке. В концерте прозвучат несколько пьес из этого цикла.

1. Прогулка. Тема из этой пьесы, близкая по характеру русским народным напевам, проводится на протяжении сюиты несколько раз. В ней Мусоргский словно изобразил самого себя, переходящего от картины к картине. Он писал В.В. Стасову: «Моя физиономия в интермедиях видна».

2. Старый замок. По воспоминаниям Стасова, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней.

5. Балет невылупившихся птенцов. Прототипом пьесы послужили эскизы В.Гартмана к костюмам для балета Ю. Гербера «Трильби», поставленного выдающимся хореографом М. Петипа в 1871 году.

9. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга). У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Но Мусоргский изобразил контрастный образ Бабы-Яги. Он создал мощную драматическую картину «нечистой силы». Все пьесы цикла образуют изящную галерею инструментальных образов.

Опера Жоржа Бизе (1838-1875) «Кармен» (написана в 1875 году) относится к числу самых популярных сочинений мировой музыкальной классики. Она стала кульминацией творчества композитора, а Кармен – одним из самых ярких женских персонажей. Здесь образ свободолюбивой, независимой цыганки Кармен противопоставлен условностям жизни. Она стремится к свободе, осознавая неминуемость трагического исхода. Эта идея заложена уже в увертюре, раскрывающей две контрастных сферы; первый ее раздел — яркий, блистательный — строится на теме испанского народного праздника и теме куплетов тореадора Эскамильо, второй — на теме роковой страсти Кармен. Этот лейтмотив будет сопровождать героиню на протяжении всего сочинения.

Имя Авдея Мирзоева — некогда концертмейстера группы контрабасов Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича — хорошо известно исполнителям на этом инструменте. Мирзоеву принадлежит множество транскрипций известных музыкальных произведений, но не меньшую популярность ему принесли авторские сочинения для инструмента. Профессионально зная возможности контрабаса как солирующего и ансамблевого инструмента, Мирзоев создал целый ряд произведений, опираясь на музыку широко известную, существовавшую изначально в разных жанрах — операх, инструментальных сочинениях, песнях — и показывая ее в условиях новых жанров. Музыка великого Дж. Россини будет представлена «Фантазией на темы Дж. Россини», услышим мы и хорошо знакомые мелодии в «Маленькой лирической сюите на темы И. Дунаевского». Уже не к одному, а группе композиторов обращается Мирзоев, создавая некоторые сочинения. Среди них — сюита-фантазия «Ориенталь» на восточные темы русских композиторов. Известно, что к теме Востока обращались многие русские композиторы (среди них — М.И. Глинка, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский), создавая запоминающиеся образы. Они стали основой сочинения Мирзоева. Разнообразные фольклорные темы включены и в «Русский альбом», из которого прозвучат пьесы «Протяжная», «Калинка», «Летят утки», «Светит месяц».

Павана — торжественный медленный танец — был весьма распространен в Европе в XVI веке. Под музыку паваны происходили различные церемониальные шествия, в том числе въезды именитых гостей, проводы знатной невесты в церковь и др. В конце XIX — начале XX веков композиторы создавали инструментальные пьесы в стиле паваны, используя ее основные художественные элементы – торжественность, замедленность движения. Среди них был французский композитор Морис Равель (1875–1937). В 1899 году им написана небольшая фортепианная пьеса «Павана на смерть Инфанты». Она вошла в фортепианный цикл на испанские народные темы, наряду с пьесами «Хабанера», «Античный менуэт». Простая, напевная, длительно развивающаяся мелодия звучит в Паване на протяжении всей пьесы, создавая ощущение длительного движения и бесконечного, возвышенного покоя.

Чакона вошла в профессиональную музыку в эпоху барокко. Эта инструментальная пьеса представляет собой полифонические вариации на тему, повторяющуюся в басу, а верхние голоса при этом разнообразно варьируются. Очень быстро чакона вошла составной частью в инструментальные циклы, к ней обращался Иоганн Себастьян Бах (1685-1750), включая ее в свои сочинения. Самую большую известность приобрела у этого композитора Чакона из партиты № 2 для скрипки соло, отличающаяся особой трагичностью и драматической глубиной. Ее звучание поражало воображение многих музыкантов и поэтов, ее отмечала в своих стихах Анна Ахматова, в том числе — в стихотворении «Сон», созданном в 1956 году:
А мне в ту ночь приснился твой приезд
Он был во всем... И в баховской Чаконе,
И в розах, что напрасно расцвели...

Имя Иоганна Штрауса-сына (1825-1899), заслужившего у современников звание «короля вальсов», связано и с целым рядом других танцев. В частности, им создан ряд французских полек, в числе которых — полька «Im Krapfenwald'l» («В лесу Крапфена») оp.336. Первое исполнение ее состоялось в 1868 году в Павловске, когда И. Штраус руководил летними оркестровыми концертами в резиденции императора России, и тогда она называлась «Im Pawlowsk-Walde» («В Павловском лесу»). Забавная полька-шутка, в которой представлены голоса разных птиц, но предпочтение отдано кукушке, искрится юмором, колористическими находками, удивительными тембровыми красками.

Проф. З.М. Гусейнова

Rules for visitors

1. Overclothes should be left at the cloakroom.

2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom.
Photography and filming are not permitted.

3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge.

4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes.

5. Children under 12 years are not admitted.

6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls.

7. The use of mobile phones during a concert is not permitted.

8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment.

9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House.

10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Ticket Offices

Artistic Director of St.Petersburg Music House:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin
Ансамбль контрабасов