27
june
Wednesday
19:00
2012
Audience: 6+
Address:
Russia, St. Petersburg, Moika Embankment, 122
MapSitePhone:
+7 (812) 400-1-400
Billboard:афиша
chamber concert
Сергей Ролдугин. Мирослав Култышев
I part

Ф. Шопен (1810-1849) Соната для фортепиано и виолончели g-moll ор.65
И. Стравинский (1882-1971) Итальянская сюита для виолончели и фортепиано (1932)

People's Artist of Russia
Sergey Roldugin (cello)
laureate of international competitions
Miroslav Kultyshev (piano)
II part

М. Равель (1835-1937) "Отражения" (1905)
Ночные видения
Печальные птицы
Лодка среди океана
Альборада
Долина звонов
А. Скрябин (1871-1915) Вальс ор.38 (1903)

laureate of international competitions
Miroslav Kultyshev (piano)

About the program of the concert

Имя выдающегося польского композитора и пианиста Фридерика Шопена (1810-1849) навсегда связано с фортепиано, для которого им написано подавляющее большинство произведений. Вместе с тем, наследие композитора включает и сочинения для других инструментов, среди которых - произведения для виолончели с фортепиано. Обращение к ним было обусловлено дружбой Шопена с известным французским виолончелистом Огюстом Франшоммом. Именно для Франшомма были написаны и ему же посвящены некоторые сочинения, среди которых – Соната для виолончели и фортепиано соль минор, созданная Шопеном незадолго до смерти. Композитор сохраняет в своем сочинении четырехчастное строение (I. Allegro moderato. II. Scherzo. III. Largo. IV. Finale. Allegro), решая сонату в характерном для него драматическом ключе. «Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен», как говорил о композиторе Святослав Рихтер, в Сонате для виолончели проявляет себя в полной мере. Любимое фортепиано сохраняет здесь значимую роль, но при этом дополняется волшебным звучанием виолончели – то драматически грозным, то романтически взволнованным, то бесконечно лиричным.

В 1920 году И.Ф. Стравинский (1882-1971) пишет «Пульчинеллу» - одноактный балет с пением, используя при этом музыку итальянского композитора XVIII века Дж. Перголези и его современников. Балет «Пульчинелла» стал первым опытом Стравинского в стиле неоклассицизма. Здесь композитор переосмысливает традиционные жанры и стилевые черты итальянского классицизма, трактуя их с точки зрения композитора ХХ века. Либретто по мотивам неаполитанской сказки было выполнено известным балетмейстером Л. Мясиным, оформлял спектакль П. Пикассо. В 1932 году композитор в сотрудничестве с выдающимся виолончелистом Григорием Пятигорским создал на основе балета концертное сочинение для виолончели и фортепиано, назвав его «Итальянская сюита». В него вошли самые красочные эпизоды балета: 1. театрально-яркая Интродукция, 2. Задумчивая, лирическая Серенада, 3. пародийно-гротескная Ария, 4. бойкая Тарантелла, 5. стилизованный Менуэт и феерический Финал. Стравинский использовал все художественные и технические возможности виолончели как солирующего инструмента, во многом придав его звучанию яркую театральность.

Выдающийся французский композитор, представитель импрессионизма Морис Равель (1875—1937) создал целый ряд произведений, воссоздающих особый образный и звуковой мир художников этого направления. Природа с ее многогранностью, бескрайностью, бесконечностью нюансов дает человеку возможность погрузиться в необычный для мир, по-новому воспринимая привычную действительность. Это слышание композитор с особой силой передает в фортепианных произведениях, среди которых – сборник «Отражения», написанный в 1905 году. Пять его пьес — «Ночные видения», «Печальные птицы», «Лодка среди океана», «Альборада», «Долина звонов» — представляют собой яркие самостоятельные сочинения. Четыре из них решены как музыкальные картины природы, а пьеса «Альборада» (утренняя песня испанских пастухов в честь восходящего солнца), представлена Равелем как жанровая сценка. В «Отражениях» композитор во многом впервые открывает ряд выразительных средств, которые станут характерными для музыкального импрессионизма. Это техника тончайшей фортепианной фактуры («Ночные видения»); музыкальная многопластовость («Печальные птицы»); насыщенная гармония и блестящие фигурации, передающие столь любимые импрессионистами образы воды («Лодка среди океана»); имитация звуков гитары и кастаньет в танце, чередующемся с напевными, почти вокальными фразами («Альборада»); передача колокольного перезвона, словно растворяющегося в природе («Долина звонов»). Из всех пьес сборника особое распространение получила «Альборада», позднее блестяще оркестрованная композитором.

В своем творчестве А.Н. Скрябин (1871—1915) довольно часто обращался к жанру вальса, но рассматривал его не как бытовую танцевальную пьесу, а как лирическую фортепианную фантазию на тему вальса. Эти черты свойственны и одной из самых известных пьес композитора – Вальсу ор. 38, написанному в 1903 году. Сохраняя традиционную трехдольность, Скрябин настолько преобразовал ее, создав конфликтные ритмические последования, что вальс обрел вдохновенность и полетность, отличающие в творчестве композитора жанры поэмы и прелюдии. При этом композитор, однако, сохранил главное, что характеризует вальс — его лиричность и возвышенность.

Проф. З.М. Гусейнова

Rules for visitors

1. Overclothes should be left at the cloakroom.

2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom.
Photography and filming are not permitted.

3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge.

4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes.

5. Children under 12 years are not admitted.

6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls.

7. The use of mobile phones during a concert is not permitted.

8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment.

9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House.

10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Ticket Offices

Artistic Director of St.Petersburg Music House:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin