27
june
Friday
19:00
2014
Ticket price:
500-800 руб.
Audience: 12+
Address:
Russia, St. Petersburg, Moika Embankment, 122
MapSitePhone:
+7 (812) 400-1-400
Billboard:афиша
chamber concert
I part

К. Дебюсси (1862-1918) «Сиринкс» для флейты соло,
Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» L86
Г. Форе (1845-1924) Фантазия для флейты и фортепиано ор.79
Ф. Пуленк (1899-1963) «Флейтист на скале» для флейты соло,
Соната для флейты и фортепиано FP164

Soloist of Orchestre de Paris, main professor of Paris National Conservatoire
Vincent Lucas (flute)

Ж. Ибер (1890-1962) Две интерлюдии для флейты, скрипки и арфы (переложение для двух флейт и фортепиано)

Soloist of Orchestre de Paris, main professor of Paris National Conservatoire
Vincent Lucas (flute)
laureate of international competitions
Denis Lupathev (flute)
II part

Дж. Энеску (1881-1955) Кантабиле и престо для флейты и фортепиано
А. Дютийе (1916-2013) Сонатина для флейты и фортепиано

Soloist of Orchestre de Paris, main professor of Paris National Conservatoire
Vincent Lucas (flute)

Ф. Допплер (1821-1883) Анданте и Рондо для двух флейт и фортепиано ор.25

Soloist of Orchestre de Paris, main professor of Paris National Conservatoire
Vincent Lucas (flute)
laureate of international competitions
Denis Lupathev (flute)
piano – diploma holder of international competitions Elena Serova

About the program of the concert

Крупнейший французский композитор–импрессионист Клод Дебюсси в своем творчестве нередко обращался к духовым инструментам для создания образов природы, используя их как в сочинениях для отдельных инструментов, так и в качестве солирующих в оркестровых и камерных ансамблях. Особую художественную задачу при этом выполнял тембр флейты, передающий звучание старинного инструмента в руках мифологических персонажей. Таковыми в наследии композитора стали эпизод в оркестровой прелюдии «Послеполуденный отдых фавна» (1892, в 1912 году Вацлавом Нижинским на музыку прелюдии была поставлена хореографическая картина) и пьеса «Сиринкс» (1913). Фавн, в соответствии с римской мифологией, — лесной полубог, соответствующий Пану в древнегреческой мифологии. Он был влюблен в прекрасную наяду Сиринкс, она же, убегая от него, превратилась в тростинку. В поисках любимой лесной полубог сделал из нескольких тростинок многоствольную флейту (ее называют «флейтой Пана»), на которой исполнял печальные напевы любви. В обоих сочинениях — и в оркестровом, и для флейты–соло — композитор создает образ играющего Пана (Фавна), а необыкновенно выразительные, сумрачные и изысканные, богато орнаментированные мелодии способствуют рождению почти живописных ассоциаций.
Французский композитор Габриэль Форе завоевал известность как один из ярких представителей национального искусства, ученик К. Сен-Санса, директор Парижской консерватории, автор сочинений для многих инструментов, наполненных изяществом, особой красотой и богатством звучания. К. Дебюсси называл его «мастером очарований». Форе был тесно связан с салоном Полины Виардо, где познакомился в свое время со многими деятелями русского искусства, в 1909 году он приезжал с концертами в Россию. Среди многочисленных сочинений композитора – Фантазия для флейты и фортепиано, характерный образец инструментального сочинения Форе. В нем сочетаются мягкая французская лирика и юмористическое отношение к окружающей действительности, темперамент уроженца Юга Франции и доброта мудрого философа, радующегося миру и воспринимающего его таким, каков он есть
Франсис Пуленк, французский композитор, пианист, критик, был одним из ведущих музыкантов знаменитой французской “Шестерки”, автором многочисленных сочинений разных жанров. Созданная в 1956 году Соната для флейты и фортепиано (I. Allegro меlаncolico. II. Cantilena. III. Presto giocoso) предназначалась для флейтиста Ж.–П. Рампаля. Соната, сразу получившая известность, яркая и насыщенна по звучанию, сложная по технике и образному решению, до сих остается одной из самых исполняемых флейтовых сонат.
Пьеса для флейты-соло «Флейтист на скале» была создана Ф. Пуленком в 1942 году, но долгие десятилетия оставалась неопубликованной и практически неизвестной. Написанная как миниатюрная, меланхолическая по складу зарисовка, пьеса в буквальном переводе означающая «Флейтист, убаюкивающий руины» (франц.: «Joueur de flute berce les ruines», англ.: «A flute player lullabies the ruins»), обнаруживает связь с интонациями колыбельной, которые передаются мягким звучанием флейты.
Анри Дютийе принадлежал к числу наиболее заметных фигур современной французской музыки, он был известен своими работами на Национальном радио и телевидении. Сформировавшийся под влиянием Б. Бартока, И. Стравинского и Б. Бриттена, он раскрыл новые возможности каждого из традиционных музыкальных жанров. Критика отмечала: «Его музыка, будь то балеты, концерты или симфонии, помещает перед вами неистовый калейдоскоп инструментальной цветности, и, что выше всего, погружает в мир возвышенного чувства». Сонатина для флейты и фортепиано (I. Allegro. II. Andante. III. Anime) была написана в 1943 году, когда композитор находился в Париже. Сочинение сохраняет черты классической сонаты, традиционно выделяя по значимости первую часть, переводя затем действие в медленную вторую и завершая цикл оживленной финальной частью.
Имя известного французского композитора Андре Жоливе стало известно публике в середине 1930-х годов, когда он, наряду с О. Мессианом и другими музыкантами, создал творческую группу «Молодая Франция», ставящую своей художественной задачей возрождение принципов романтизма. Эти взгляды затем отчетливо проступают в сочинениях Жоливе, наполненных особым отношением к человеку и его переживаниям. Композитор писал: «Я хочу вернуть музыке ее первоначальный античный смысл, когда она была выражением магического и заклинательного начала религии, объединяющей людей». В этом свете становится понятен замысел одного из самых известных сочинений Жоливе — «Песни Линоса», написанной в 1944 году для флейты в сопровождении инструментального ансамбля в составе струнного трио (скрипка, альт, виолончель) и арфы. Линос (или Лин) — герой древнегреческого мифа, сын Аполлона и дочери аргосского царя Псамафы — был отдан своей матерью на воспитание пастухам и разорван собаками. За это бог наслал на Аргос страшную Месть, убивавшую детей. Трагическая судьба Линоса стала темой многих скорбных песен. Ей же посвящено и произведение Жоливе, где «поющим» исполнителем становится флейта, а ей вторят остальные инструменты ансамбля (в сегодняшнем концерте партия сопровождения передана фортепиано).
Инструментальный диптих «Кантабиле и Престо» для флейты и фортепиано была создана румынским композитором Джордже Энеску в 1904 году. Яркий композиторский талант, блистательное исполнительское дарование, незаурядные дирижерские способности сделали Энеску самым крупным музыкантом своей страны, посвятившим ей многие свои сочинения. Девизом композитора были слова: «Цель искусства — вести людей вперед, по пути к лучшему … сколько я буду жить, я буду петь!». Двухчастная концертная композиция «Кантабиле и Престо», построенная на интонациях народных румынских напевов, соединяет разнохарактерные пьесы, где солирующая флейта и вторящее ей фортепиано раскрывают лирическое песенное и активное плясовое начало. Произведение посвящено французскому флейтисту Клоду Таффанелю.

Проф. З.М. Гусейнова

Rules for visitors

1. Overclothes should be left at the cloakroom.

2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom.
Photography and filming are not permitted.

3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge.

4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes.

5. Children under 12 years are not admitted.

6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls.

7. The use of mobile phones during a concert is not permitted.

8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment.

9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House.

10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Ticket Offices

Artistic Director of St.Petersburg Music House:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin
Денис Лупачев