30
june
Monday
20:00
2014
Ticket price:
800-1000 руб.
Audience: 12+
Address:
Russia, St. Petersburg, Moika Embankment, 122
MapSitePhone:
+7 (812) 400-1-400
Billboard:афиша
Concert by St.Petersburg Music House
recital
Мирослав Култышев (фортепиано)
I part

П. Чайковский (1840-1893) «Времена года», 12 характеристических пьес для фортепиано ор.37bis

II part

П. Чайковский. Большая соната ор.37

laureate of the XIII International Tchaikovsky Competition (2007)
Miroslav Kultyshev (piano)

About the program of the concert

В концерте прозвучат фортепианные сочинения П. И. Чайковского, объединенные одним опусом 37. Известный фортепианный цикл «Времена года», состоящий из 12-ти характеристических картин, соответствующих 12-ти месяцам года, был заказан композитору в 1875 году издателем журнала «Нувеллист» Н. М. Бернардом, с которым сотрудничал Чайковский. Бернардом же были предложены и названия пьес, которые композитор ввел в цикл. При издании в журнале пьесам были также предпосланы поэтические эпиграфы.
Создавая свои цикл, Чайковский запечатлевал столь близкие его сердцу образы природы и поэтичные картинки. Пьесы не были рассчитаны на внешнюю эффектность и виртуозность, они, скорее, стремились раскрыть душевные переживания человека, сопричастного природе и тонко ее воспринимающего. Композитор в передаче образов природы и человеческих ощущений использует различные художественные приемы. В «Песне жаворонка», например, введены звукоподражательные форшлаги, передающие птичий щебет; образ цветка в «Подснежнике» передается легким вальсовым ритмом; тонкие колористические приемы призваны передать необычность состояния в пьесе «Белые ночи»; картинность «Баркаролы» создается почти зримыми звуковыми образами; элегичность «Осенней песни» словно раскрывает особую красоту золотой русской осени. Другая группа пьес — это яркие жанровые зарисовки, среди которых представлена буйная «Масленица», удалая «Песня косаря», энергичная «Жатва», динамичная «Охота». Картинность и в то же время высокая духовность звучания отмечается в пьесе «На тройке», а обрамляется цикл январской сценкой «У камелька» и праздничной картинкой «Святки».
1. "У камелька". Январь:
      "И мирной неги уголок
      Ночь сумраком одела.
      В камине гаснет огонек,
      И свечка нагорела."
            А.С.Пушкин.
2. "Масленица". Февраль:
      "Скоро масленицы бойкой
      Закипит широкий пир."
            П.А.Вяземский.
3. "Песнь жаворонка". Март:
      "Поле зыблется цветами,
      В небе льются света волны.
      Вешних жаворонков пенья
      Голубые бездны полны"
            А.Н.Майков.
4. "Подснежник". Апрель:
      "Голубенький чистый
      Подснежник: цветок,
      А подле сквозистый
      Последний снежок.
      Последние слезы
      О горе былом
      И первые грезы
      О счастьи ином..."
            А.Н.Майков.
5. "Белые ночи". Май:
      "Какая ночь! На всем какая нега!
      Благодарю, родной полночный край!
      Из царства льдов, из царства вьюг и снега
      Как свеж и чист твой вылетает май!"
            А.А.Фет.
6. "Баркарола". Июнь:
      "Выйдем на берег, там волны
      Ноги нам будут лобзать,
      Звезды с таинственной грустью
      Будут над нами сиять"
            А.Н.Плещеев.
7. "Песнь косаря". Июль:
      "Раззудись, плечо! Размахнись рука!
      Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!"
            А.В.Кольцов.
8. "Жатва". Август:
      "Люди семьями
      Принялися жать,
      Косить под корень
      Рожь высокую!
      В копны частые
      Снопы сложены.
      От возов всю ночь
      Скрыпит музыка."
            А.В.Кольцов.
9. "Охота". Сентябрь:
      "Пора, пора! Рога трубят:
      Псари в охотничьих уборах
      Чем свет уж на конях сидят;
      Борзые прыгают на сворах."
            А.С.Пушкин.
10. "Осенняя песнь". Октябрь:
      Осень, осыпается весь наш бедный сад,
      Листья желтые по ветру летят..."
            А.К.Толстой.
11. "На тройке". Ноябрь:
      "Не гляди же с тоской на дорогу
      И за тройкой вослед не спеши,
      И тоскливую в сердце тревогу
      Поскорей навсегда затуши."
            Н.А.Некрасов.
12. "Святки". Декабрь:
      Раз в крещенский вечерок
      Девушки гадали,
      За ворота башмачок,
      Сняв с ноги, бросали."
            В.А.Жуковский
Одно из немногих крупных фортепианных сочинений — Большая соната ор. 37 была написана П. И. Чайковским в 1878 году и посвящена немецкому пианисту Карлу Клиндворту, который в 1868-1881 годах был профессором по классу фортепиано в Московской консерватории, и с Чайковским его связывали профессиональные отношения. Клиндворт был автором переложений для фортепиано произведений русских композиторов, в том числе Испанских увертюр М. И. Глинки.
Соната не входила в число любимых композитором сочинений, несмотря на успешность ее приема исполнителями и публикой. В одном из писем к Н. Ф. фон Мекк Чайковский отмечал: «Соната моя, может быть, небезынтересна, но это во всяком случае одно из мало любимых мною детищ моих». Несмотря на это, Соната остается одним из наиболее значительных инструментальных сочинений: масштабная по форме, концертная по типу звучания, она раскрывает романтическое, во многом «шумановское» начало в творчестве Чайковского. Первая часть (Moderato e risoluto), словно продолжающая традиции любимого немецкого композитора, построена на контрасте мужественного, почти флорестановского образа главной партии и мечтательной лирики побочной партии. Вторая часть (Andante ma non troppo quasi moderatо) написана в трехчастной форме, где крайние части характеризуются Б. В. Асафьевым как «скорбная дума», как «стон и мольба о покое и забвении», а средняя выступает как элемент успокоения и просветленности. Скерцо, которое включено композитором в качестве третьей части (Allegro giocoso), оправдывает свое «шутливое» название, здесь композитор применяет остроумные ритмические приемы. Финал (Allegro vivace) — яркая инструментальная пьеса, засталяющая забыть о драматизме первых частей Сонаты. Строгость композиции и оправданность ее драматургического решения делают сочинение Чайковского одним из лучших образцов русской фортепианной сонаты.

Проф. З.М. Гусейнова

Rules for visitors

1. Overclothes should be left at the cloakroom.

2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom.
Photography and filming are not permitted.

3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge.

4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes.

5. Children under 12 years are not admitted.

6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls.

7. The use of mobile phones during a concert is not permitted.

8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment.

9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House.

10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Ticket Offices

Artistic Director of St.Petersburg Music House:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin