07
november
Wednesday
19:00
2012
Ticket price:
100-150 руб.
Audience: 6+
Address:
Russia, St. Petersburg, Nevsky Prospekt, 41
MapSitePhone:
+7 (812) 315-52-36
Billboard:афиша
chamber concert
Public concert
I part

Э. Бозза (1905-1991) Баллада для тромбона с оркестром (переложение для тромбона и фортепиано)
А. Гильман (1837-1911) Симфоническая пьеса для тромбона и фортепиано
Дж. Перголези (1710-1736) Симфония для виолончели и бассо-континуо (переложение для тромбона и фортепиано)
Ж. Кастеред (1926-2014) Сонатина для тромбона и фортепиано

laureate of international competitions
Алексей Ярошенко (trombone)
piano – laureate of international competitions Andrei Telkov
II part

Л. Бетховен (1770-1827) Соната для виолончели с фортепиано №2 соль-минор
Р. Шуман (1810-1856) Fantasiestucke для виолончели с фортепиано op.73
Б. Мартину (1890-1959) Вариации на тему Россини

laureate of international competitions
Полина Стрельцова (cello)
piano – laureate of international competitions Liudmila Nabok

About the program of the concert

В творческом наследии французского композитора и дирижера Эжена Бозза представлены сочинения разных жанров, но наибольшую известность ему принесли характерные пьесы для духовых инструментов. К ним относятся Концертино для трубы и камерного оркестра, Камерное концертино для флейты и струнных и другие сочинения. Баллада для тромбона с оркестром была создана в 1944 году, она принадлежит к числу наиболее известных сочинений композитора. Мелодизм, распевность, повествовательность, и в то же время фанфарная призывность, стремительность — все это рождает в Балладе ощущение выразительного монолога, повествующего о давно минувших событиях.

Александр Гильман, известный французский органист и композитор, приобрел популярность и как автор отдельных инструментальных произведений, среди которых следует выделить Симфоническую пьесу для тромбона и фортепиано. Парадоксальность названия (речь идет о произведении, где участвуют только два инструмента — тромбон и фортепиано) становится понятной, если вслушаться в музыку: она наполнена контрастными элементами, разнообразными штрихами, многочисленными «подтекстами», позволяющими двум инструментам создать иллюзию объемного оркестрового исполнения.

Итальянский композитор XVIII века Джованни Баттиста Перголези, несмотря на очень недолгую жизнь, создал целый ряд ярких, новаторских произведений в разных жанрах, в том числе духовные сочинения (особую известность приобрела его «Stabat mater») и оперы (например, его «Служанка-госпожа»). Среди инструментальных сочинений особенно часто исполнялась его Симфония для виолончели и бассо-континуо, являющая собой ранний, доклассический образец камерной пьесы, в которой, однако, уже намечена четырехчастность строения с контрастным чередованием частей (Comodo — Allegro — Adagio — Presto). В сегодняшнем концерте произведение прозвучит в переложении для тромбона и фортепиано.

Жак Кастеред — известный французский композитор ХХ века, ученик О. Мессиана, профессор Парижской консерватории, автор оперных и инструментальных сочинений. Сонатина для тромбона и фортепиано была написана им в 1957 году. Она сохраняет традиционное трехчастное строение, основанное на контрасте частей. Композитор сумел использовать все возможности тромбона, показать его выразительное звучание и в быстрых, драматических, и в спокойных, лирических разделах.

В значительном по масштабу инструментальном наследии Людвига ван Бетховена произведения для виолончели занимают сравнительно небольшое место. Композитором создано пять сонат и три вариационных цикла для виолончели и фортепиано, и каждое из них являет собой классический образец камерно-инструментального стиля. Бетховен по сути стал создателем жанра виолончельной сонаты, продолжив идущее от зрелых скрипичных сонат Моцарта равноправие партий струнного инструмента и фортепиано.

В 1796 году им были написаны две сонаты для виолончели ор. 5, которые он посвятил прусскому королю Фридриху Вильгельму II и для которого он исполнял сонаты с королевским виолончелистом Ж.-П. Дюпором. В Сонате № 2 закладываются основные черты бетховенских сонат, где будет играть важную роль медленное, патетическое начало (I часть — Adagio sostenuto ed espressivo). Две последующие быстрые части (Allegro molto piu tosto presto и Rondo allegro) каждая в своем ключе развивает музыкальные идеи, заложенные в начале сонаты.

Fantasiestucke (Фантастические пьесы) оp. 73 для виолончели (или кларнета) с фортепиано созданы Робертом Шуманом в 1849 году. Они продолжают традицию «фантазийности», которая активно представлена в творчестве композитора. Три пьесы построены как движение от спокойной первой части (она носит авторское указание: «Zart und mit Ausdruck», то есть «Нежно и с выражением») через светлую, непринужденную вторую часть (указание Шумана: «Lebhaft, leicht», то есть «Живо, легко») к искрометной финальной части («Rasch und mit Feuer», то есть «Быстро и с огнем»), достойно завершающей цикл.

Известный чешский композитор XX века Богуслав Мартину, испытавший влияние различных стилей и направлений своего времени, в собственном творчестве ярко претворил черты импрессионизма, неоклассицизма, джазовые элементы. Свои Вариации на тему Россини он посвятил известному виолончелисту Григорию Пятигорскому. Используя тему великого итальянского маэстро, Мартину сохраняет черты его блистательной музыки, всемерно подчеркивая виртуозность и богатство звучания.

Проф. З.М. Гусейнова

Ticket Offices

Artistic Director of St.Petersburg Music House:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin
Алексей Ярошенко
Полина Стрельцова