20
august
Wednesday
19:00
2014
Ticket price:
250-300 руб.
Audience: 12+
Address:
Russia, St. Petersburg, Moika Embankment, 122
MapSitePhone:
+7 (812) 400-1-400
Billboard:афиша
Concert by St.Petersburg Music House
recital
Федор Амосов (виолончель)
I part

Т. Майуцуми (1929-1997) "Бунраку" для виолончели соло
И. Брамс (1833-1897) Соната №1 для виолончели и фортепиано ми минор ор.38

II part

Д. Поппер (1843-1913) Этюд № 9 Соль мажор
С. Прокофьев (1891-1953) Соната для виолончели и фортепиано До мажор ор.119

laureate of international competitions
Fedor Amosov (cello)
piano – laureate of international competitions Liudmila Nabok

About the program of the concert

Тоширо Майуцуми принадлежит к числу японских композиторов, искусство которых стало достоянием мировой музыкальной культуры. Он учился в Японии, затем в Парижской консерватории, сотрудничал со многими крупными деятелями, среди которых, например, Морис Бежар (с ним Майуцуми работал над балетом «Кабуки. История 47 самураев», создавал сочинения в традициях иных национальных культур (в 1948 году им была написана Rumba Rhapsody). «Бунраку» — пьеса для виолончели соло, она датирована 1960 годом. Слово многозначно: «бунраку» называют разновидность национального кукольного театра, но оно связано и с особенностями пропеваемого-прочитываемого текста. В продолжительной пьесе-монологе присутствует и то, и другое; здесь отчетливо слышны и элементы повествования, и некоторая «марионеточность» действия.
Соната ми-минор для виолончели и фортепиано op. 38 выдающегося немецкого композитора Иоганнеса Брамса была написана в 1862-65 годах. Три ее части (I. Allegro non troppo. II. Allegretto quasi menuetto. III. Allegrо) уже обнаруживают характерные черты произведений композитора: мужественность звучания, сдержанность высказывания, выразительность и пластичность фактуры, тонкое знание природы инструментов. Внешне спокойная первая часть, в которой, однако, временами слышны трагические оттенки, сменяется менуэтом. Придавая данной части черты старинного танца, композитор в действительности создает выразительную лирическую пьесу, подчас приобретающую драматический оттенок. Особенно вдохновенно звучит здесь средняя часть – трио, концентрирующая основные черты выразительной брамсовской мелодики. Энергичный финал становится достойным завершением сложного, многопланового цикла.
Знаменитый чешский виолончелист–виртуоз и композитор Давид Поппер много лет отдал педагогической работе в Будапештской консерватории, воспитав замечательную плеяду европейски знаменитых исполнителей. Его супруга — пианистка, ученица Ф. Листа Софья Ментер в свое время была профессором Петербургской консерватории. Поппером было написано много произведений для виолончели, в том числе 4 концерта с оркестром, Реквием для 3 виолончелей с оркестром, Фантазия на темы украинских песен, 4 сюиты для виолончели с фортепиано и с оркестром. Входящие в опус 73 написанные Поппером 40 этюдов для виолончели соло ("Hohe Schule des Violoncellspiels"), предполагают, помимо определенной технической задачи, и раскрытие художественной идеи, что всецело характерно и для исполняемого этюда №9.
Масштабное и разнообразное в жанровом отношении наследие С.С. Прокофьева (1891-1953) содержит и ряд поразительных камерно-инструментальных сочинений, среди которых выделяется его Соната для виолончели и фортепиано До мажор (1949). После первого исполнения Сонаты (1 марта 1950 года в Малом зале Московской консерватории) друг композитора Н.Я. Мясковский записал в своем дневнике: «Вчера Ростропович и Рихтер играли открыто Виолончельную сонату Прокофьева - первоклассное, изумительное произведение». Эти слова предопределили творческую судьбу нового сочинения.
Композитор ввел в Сонату в качестве эпиграфа слова М. Горького "Человек — это звучит гордо", определяя тем самым образный строй сочинения: масштабность, возвышенность, могучую силу и интеллект. Сохраняя трехчастное строение (I. Andante grave. II. Moderato. III Allegro ma non troppo), композитор в каждой из частей разрабатывает самостоятельную образную сферу: эпичность первой части сменяется юмористическим, подчас озорным звучанием второй, и обе эти линии завершают свое развитие в третьей части, дополненные разнохарактерными, энергичными лирико-драматическими элементами. Очень важна заключительная кода: она построена на главной теме из первой части, которая теперь звучит как апофеоз, обрамляя таким образом и достойно завершая инструментальный цикл.

Проф. З.М. Гусейнова

Rules for visitors

1. Overclothes should be left at the cloakroom.

2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom.
Photography and filming are not permitted.

3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge.

4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes.

5. Children under 12 years are not admitted.

6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls.

7. The use of mobile phones during a concert is not permitted.

8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment.

9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House.

10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Ticket Offices

Artistic Director of St.Petersburg Music House:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin