21
august
Wednesday
19:00
2013
Ticket price:
250-300 руб.
Audience: 12+
Address:
Russia, St. Petersburg, Moika Embankment, 122
MapSitePhone:
+7 (812) 400-1-400
Billboard:афиша
Concert by St.Petersburg Music House
chamber concert
I part

Дж. Гершвин (1898-1937) – А. Жульёв (р.1946) Три прелюдии для фортепиано
П. Бонно (1918-1995) Концертная Пьеса в джазовом стиле для саксофона-альта и фортепиано
Э. Бозза (1905-1991) Ария
Ж. Матитиа. Дьявольский рэгтайм для саксофона-альта и фортепиано

laureate of international competitions
Serafima Verkholat (saxophone)
piano – laureate of international competitions Andrei Telkov
II part

К. Дебюсси (1862-1918) «Девушка с волосами цвета льна», «Фейерверк», «Эстампы»;
Пагоды - Вечер в Гренаде - Сады под дождем
А. Скрябин (1872-1915) Прелюдия ор.16 №1 си-мажор, Прелюдия ор 17 №3 ре-бемоль мажор
Соната №3 ор.23 фа-диез минор «Состояния души»

laureate of international competitions
Ilya Ramlav (piano)

About the program of the concert

Во всех произведениях американского композитора Джорджа Гершвина джаз с его неповторимым ритмом и интонациями играет первостепенную роль. Композитор уже в юности проникся особой музыкальной атмосферой афро-американских кабаков Гарлема, осознав ее непреходящую ценность и огромный потенциал, она с удивительной творческой силой наполняет оперы Гершвина, в том числе «Порги и Бесс», его «Рапсодию в стиле блюз», многие другие сочинения. Джазовыми интонациями проникнуты и Три прелюдии для фортепиано (1926), многочисленные инструментальные переложения которых в каждом случае придают пьесам особый колорит.
Джазовые традиции Гершвина активно развивались композиторами второй половины ХХ века, в числе которых — выпускник Парижской консерватории, композитор и аранжировщик Поль Бонно. Его имя во Франции стало известно, в первую очередь, благодаря организованным им трансляциям концертов симфонической музыки, которые он вел по национальному радио в течение 30 лет. Композитором создано множество театральных и инструментальных произведений, он активно работал и в кинематографе. Музыка для саксофона принесла славу Бонно, особенно его Концерт для саксофона с оркестром, посвященный памяти Дж. Гершвина, и Концертная пьеса в джазовом стиле, мастерски соединяющая классические и джазовые традиции.
Молодой петербургский композитор, студент консерватории Матвей Соболев совсем недавно, в 2012 году, создал свою Сонату для альт–саксофона и фортепиано, указав на титульном листе: «посвящается моему другу Серафиме Верхолат». По словам композитора, он в сонате «попытался синтезировать определённые принципы академического жанра с джазовой стилистикой. Во-первых, это касается формы: чёткость условного деления на разделы и свободное (импровизационное) развитие материала внутри их. Во-вторых, гармонии - в ней присутствуют аккордовые последовательности и обороты, свойственные современной джазовой музыке. Всю сонату буквально пронизывает додекафонная тема из вступления, которая время от времени появляется в разных разделах формы, но в несколько изменённом варианте с сохранением нот. В основном она проводится у фортепиано, и только под конец произведения передаётся саксофону».
Жан Maтитиа (настоящее имя – Кристиан Лауба), известный французский композитор и педагог, родившийся в Тунисе, и потому его сочинения тесно связаны с напевами Родины — Северной Африки. Музыкальное образование Матитиа получил в Бордо, после окончания которой выступал в качестве солиста и в ансамбле со многими известными музыкантами. Среди его сочинений особое место занимают произведения для саксофона — от небольших миниатюр до развернутых композиций, в которых неизменно воплощаются джазовые интонации и ритмы. «Дьявольский рэгтайм» закономерно стал одной из самых известных пьес Матитиа, в которой отражены характерные черты популярного американского танца, вошедшего в моду в начале ХХ века.
Значительную часть наследия французского композитора–импрессиониста Клода Дебюсси составляют фортепианные произведения, среди которых выделяется цикл из 24-х прелюдий, созданный в двух тетрадях соответственно в 1910 и 1913 годах. Прелюдии композитора стали одним последних этапов развития этого жанра в европейской музыке, и все они решены как программные пьесы, названия которых Дебюсси помещает не перед произведением, а после его окончания. Источниками для композитора стали образы природы («Паруса», «Ветер на равнине»), произведения изобразительного искусства («Дельфийские танцовщицы») и литературы («В знак уважения С.Пиквику…»). В каждой из своих пьес композитор демонстрирует высокое мастерство образно-звуковых характеристик, умение передать мгновенно схваченное впечатление. Прелюдия «Девушка с волосами цвета льна» (первая тетрадь, № 8) относится к типу прелюдии-портрета, где средствами музыки воплощается бесконечно прекрасный, ускользающий идеал женской красоты. Фактура фортепианной партии отличается особой, почти акварельной прозрачностью, передавая образы светлой мечтательности. Прелюдия «Фейерверк» (вторая тетрадь, № 12) навеяна впечатлениями от народного гулянья, где композитор приемами звукописи передает ослепительную атмосферу огненного праздника.
Александр Николаевич Скрябин — выдающийся русский композитор и пианист, создавал свои произведения преимущественно в жанрах оркестровой и фортепианной музыки. В его фортепианном наследии выделяются прелюдии, которые композитор писал на протяжении жизни, объединяя пьесы в циклы. Яркие, контрастные миниатюры, продолжающие традиции Ф. Шопена и А.К. Лядова, давали Скрябину возможность передать нечто мимолетное и глубоко личное. Две прелюдии, включенные в программу концерта, раскрывают особенности жанра в его трактовке композитором.
Созданные на протяжении двадцати лет (1892-1913) Десять фортепианных сонат А.Н. Скрябина показывают, какой путь прошел жанр сонаты в творчестве музыканта и как изменился его стиль. Первые четыре сочинения несли на себе отпечаток классических традиций, которые в дальнейшем уступили место иным настроениям, иным эстетическим задачам. Третья соната была создана композитором в 1897-1898 годах, обозначив мощную — по замыслу и по масштабам — кульминацию раннего периода творчества. Соната предстает как монументальное четырехчастное сочинение, где все части связаны интонационно, а третья и четвертая идут без перерыва. Скрябин дал Сонате название «Состояния души», обозначив в каждой из частей один образ: 1. Allegro drammatico (душа свободная, дикая, страстная); 2. Allegretto (душа, утомленная страданиями; она нашла мнимый, кратковременный отдых); 3 . Andante (душа полна любви, грусти, неизъяснимых дум); 4. Presto con fuoco (в борьбе и буре стихий бьется в упоении душа). Четыре настроения, четыре «состояния души» — подчас с изнеженностью и хрупкостью, или бьющей через край энергией, или философской отстраненностью сливаются в общий портрет художника, автопортрет самого композитора.

Проф. З.М. Гусейнова

Rules for visitors

1. Overclothes should be left at the cloakroom.

2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom.
Photography and filming are not permitted.

3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge.

4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes.

5. Children under 12 years are not admitted.

6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls.

7. The use of mobile phones during a concert is not permitted.

8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment.

9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House.

10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Ticket Offices

Artistic Director of St.Petersburg Music House:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin
Илья Рамлав