08
october
Wednesday
01:30
2014
Ticket price:
250-300 руб.
Audience: 12+
Address:
Russia, St. Petersburg, Moika Embankment, 122
MapSitePhone:
+7 (812) 400-1-400
Billboard:афиша
Concert by St.Petersburg Music House
chamber concert
I part

И. Брамс (1833-1897) Соната №3 для скрипки и фортепиано ре-минор ор.108
Б. Барток (1881-1945) 6 румынских народных танцев
М. Равель (1875-1937) Рапсодия "Цыганка"

laureate of international competitions
Polina Borisova (violin)
piano – laureate of international competitions Varvara Tarasova
II part

В.- А. Моцарт (1756-1791) Соната №10 до мажор KV330
Ф. Шуберт (1797-1828) - Ф. Лист (1811-1886) Вальс-каприс №6 «Венские вечера» S427
И. Брамс (1833-1897) Пять пьес ор.76

laureate of international competitions
Varvara Tarasova (piano)

About the program of the concert

В творчестве выдающегося немецкого композитора Иоганнеса Брамса камерно-инструментальные сочинения занимают одно из ведущих мест. Использование различных тембровых сочетаний, художественных и технических особенностей инструментов определялись главной задачей — передать человеческую драму во всей ее сложности и неоднозначности, раскрывая неповторимые оттенки душевного переживания. Для Брамса важным было присутствие в ансамблях фортепиано (не случайно из 24-х созданных им камерно-инструментальных сочинений в 16-ти участвует этот рояль). Фортепиано становилось стержнем произведений, его «телом», в то время как остальные инструменты раскрывали его «душу».
Из трех сонат для скрипки и фортепиано, созданных Брамсом в разные годы, выделяется Соната № 3 (1886-1888), наиболее драматичная, демонстрирующая сложный путь «от элегии к трагедии» и достигающая в кульминационные моменты мятежного, патетического звучания. Композитор решает Сонату почти по-симфонически, как четырехчастный цикл, интонационно объединяя все части: отдельные мелодические обороты из тем первой части постоянно возникают в темах других частей, создавая ощущение спаянности цикла. Интересна последовательность частей: I. Allegro, с его контрастными темами-образами, приходящее в конце к просветленному звучанию; II. Adagio — величественное и возвышенное; III. Un poco presto e con sentimento, демонстрирующее характерный для Брамса образец скерцо-интермеццо; IV. Presto agitato, самое масштабное в Сонате, обнаруживающее скрытый образ бушующей стихии. Лишь ненадолго, как эпизод, возникнет в последней части тихая хоральная тема, которая очень быстро уступит место основному образу финала, и теперь уже в максимальном драматическом накале.
В творчестве крупнейшего венгерского композитора 20 века Белы Бартока фольклорная музыка играла основополагающую роль. Он был не только автором ряда известных сочинений, но также собирателем образцов фольклора и их исследователем. Его внимание привлекало не только народное искусство родной страны, он активно записывал и использовал в своих композиции материалы, связанные с музыкой румын, украинцев, словаков, сербов, арабов, включая напевы негров и индейцев Америки. Особое место в наследии Бартока занимают фольклорные, особенно танцевальные, напевы Румынии. Разнохарактерная мелодика, прихотливая ритмика, возможность воссоздания приемов игры народных исполнителей и звучания фольклорных инструментов вдохновляли композитора на поиск новых выразительных средств, так убедительно дополняющих классические приемы скрипичного исполнительства. Шесть румынских народных танцев чередуются в цикле по принципу контраста. Композитор использует подлинные народные напевы, но не ограничивается лишь их обработкой: он создает колоритные зарисовки, полные юмора и жизнелюбия.
Творческие открытия французского композитора Мориса Равеля, выдающегося представителя музыкального импрессионизма затронули все сферы музыкального языка. В своих сочинениях – операх, балетах, инструментальных опусах — он предстает как яркий новатор в области мелодики, гармонии, метроритма, инструментовки. Всеми оттенками национального колорита отличаются его сочинения, посвященные сюжетам из жизни разных народов, в которых композитор всегда умеет сохранить подлинный фольклорных дух и круг образов. Среди таких сочинений - концертная фантазия «Цыганка» для скрипки и фортепиано (1924), которую не случайно называют рапсодией. Свойственные данному жанру свобода, импровизационный стиль, чередование разнохарактерных эпизодов, основанных на народно-песенном материале, в полной мере предстают в «Цыганке». Свое сочинение композитор посвятил скрипачке Иелли д'Арань, которая была его первой исполнительницей.
Одна из 19-ти фортепианных сонат В. А. Моцарта — № 10 До мажор была написана в 1778 году. В целом фортепианная (клавирная) музыка композитора создавалась в период перехода от клавесина и клавикорда к собственно фортепиано, поэтому многие сочинения композитора, с одной стороны, опирались на новые выразительные и технические возможности инструмента, с другой — использовали художественные достижения других жанров, сформировав характерный классический тип инструментальной сонаты. Среди достижений Моцарта — его Соната До мажор, KV 330, в трех частях (I. Allegro moderato. II. Andante cantabile. III. Allegretto), утверждающая индивидуальные черты инструментального стиля композитора.
Вся жизнь выдающегося австрийского композитора Франца Шуберта была связана с Веной, с ее музыкальным бытом, с народными песнями и танцами. Поэтому столь часто в своем вокальном и фортепианном творчестве композитор обращается к традиционным лендлеру и вальсу, создавая на их основе яркие инструментальные сборники и циклы. К ним относится сборник «Венские вечера», позднее привлекший внимание Ференца Листа; им была сделана концертная обработка шубертовских пьес, одна из которых включена в программу сегодняшнего вечера. Здесь вальс, уже у Шуберта приобретший оттенок «капризности», разрастается до масштабов фантазии на тему австрийского танца.
Фортепианные пьесы ор. 76 (4 каприччио и 4 интермеццо) были написаны Иоганнесом Брамсом в 1879 году. Сборник пьес построен на чередовании, хотя и не строго последовательном, свободных по форме каприччио и словно соединяющих их интермеццо. Пьесы сборника стали первыми образцами лирической миниатюры в творчестве композитора, за которыми последуют другие сочинения данных жанров — более свободных и масштабных. В них Брамс во многом выступает продолжателем Р. Шумана. В программу концерта включены первые пять пьес сборника: 1. Каприччио fis-moll (Un poco agitato). 2. Каприччио h-moll (Allegretto non troppo). 3. Интермеццо As-dur (Grazioso). 4. Интермеццо B-dur (Allegretto grazioso). 5. Каприччио cis-moll (Agitato, ma non troppo Presto).

Проф. З.М. Гусейнова

Rules for visitors

1. Overclothes should be left at the cloakroom.

2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom.
Photography and filming are not permitted.

3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge.

4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes.

5. Children under 12 years are not admitted.

6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls.

7. The use of mobile phones during a concert is not permitted.

8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment.

9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House.

10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Ticket Offices

Artistic Director of St.Petersburg Music House:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin
Полина Борисова
Варвара Тарасова