29
may
Wednesday
19:00
2013
Audience: 12+
Address:
Russia, St. Petersburg, Moika Embankment, 122
MapSitePhone:
+7 (812) 400-1-400
Billboard:афиша
chamber concert
«Но и любовь – мелодия…»
I part

В.-А. Моцарт (1756-1791) Концерт для фагота с оркестром
К. Сен-Санс (1835-1921) Соната для фагота и фортепиано оp.168
Э. Боцца (1905-1991) Инструментальная сюита «Речитатив, сицилиана и рондо»

laureate of international competitions
Дмитрий Никитченко (bassoon)
piano – laureate of international competitions Natalya Frolova
II part

Ф. Шуберт (1797-1828) – Ф. Лист (1811-1886) «Приют», «Гретхен за прялкой», «Лесной царь»
С. Прокофьев (1891-1953) 10 пьес из балета «Ромео и Джульетта» ор.75

laureate of international competitions
Илья Кондратьев (piano)

About the program of the concert

Инструментальный концерт в творчестве В.А. Моцарта (1756-1791) представлен очень широко: возможность «состязания» сольного инструмента и оркестра отвечала основным принципам яркого, театрально-зрелищного искусства композитора. В этом жанре он создал свыше 40 сочинений, где, наряду с 27 фортепианными, представлены концерты для скрипки, валторны, кларнета и других оркестровых инструментов. Концерт для фагота с оркестром был сочинен Моцартом летом 1774 года в Зальцбурге. Фагот в то время редко звучал как солирующий инструмент, и даже в оркестре ему, как правило, поручалось удвоение партии виолончелей. Но для молодого Моцарта избрание данного инструмента как солирующего оказалось очень важным: композитор оценил его выразительные и технические возможности: большой диапазон, богатство регистровых тембров, подвижность, благородство и красоту звучания. «Галантный» стиль, в котором написано сочинение, выдержан на протяжении всех трех частей (1. Allegro, 2. Andante ma Adagio, 3. Rondo. Tempo di Menuetto). Технически трудная партия солиста передает контрастность настроений, разнохарактерность эпизодов, где отчетливо проявляются возможности инструмента.
Последний год жизни известного французского музыканта Камилла Сен-Санса (1835-1921) отмечен созданием знаменитой триады Сонат для духовых инструментов с фортепиано, первая из которых предназначалась для гобоя, вторая – для кларнета, третья – для фагота. Соната для фагота (1921) как самостоятельное произведение — явление сравнительно редкое в музыке, и среди немногих композиций в этом жанре сочинение Сен-Санса выделяется особой красотой и выразительностью, превосходным знанием специфики инструмента и его художественных возможностей. Создавая трехчастную композицию, автор разрушает традиционную последовательность частей, будто намеренно переставляя их местами. Вместо драматической первой части звучит нежное, лирическое, словно струящееся Allegretto moderato; вторая часть становится динамичным Скерцо (Allegro scherzando), третья (Molto adagio) возвращает слушателя в мир светлых, спокойных настроений, где глуховатый тембр фагота как нельзя лучше соответствует эпическому характеру основной темы, повествующей о давно утраченном. Тем неожиданней становится введение коды (Allegro moderato) — единственного по-настоящему активного раздела Сонаты, где автор ставит в завершении сочинения своеобразную насмешливую точку. Композитор посвятил Сонату ЛеонуЛетелье, фаготисту Парижской оперы и профессору Парижской консерватории. Завершив сочинение незадолго до смерти, Сен-Санс, по воспоминаниям современников, произнес свою знаменитую фразу: «Урожай уже собран».
Известный французский композитор, дирижер, педагог Эжен Боцца (1905-1991) – воспитанник Парижской консерватории, которую он окончил, получив первые премии по классам скрипки, дирижирования, композиции. Он приобрел известность, благодаря своим операм, балетам, симфоническим произведениям. Наибольшую же популярность ему принесли камерно-инструментальные сочинения, главным образом, для духовых инструментов, в которых Боцца продолжал традиции великих французских композиторов-импрессионистов, в первую очередь, К. Дебюсси. Небольшая инструментальная сюита «Речитатив, сицилиана и рондо» была создана композитором в 1936 году. Она отражает особенности авторского стиля Боцца с его выразительной мелодикой, тонким, истинно французским чувством юмора, прекрасным ощущением гармонии и ансамблевой фактуры.
В значительном фортепианном наследии выдающегося венгерского музыканта XIX века Ференца Листа (1811-1886) жанр транскрипции, то есть переложения для фортепиано произведений оперной, симфонической и вокальной музыки, занимает особое место. За годы выступлений в качестве пианиста им создано около 200 транскрипций произведений европейских композиторов, целью которых композитор полагал необходимость осуществления просветительской деятельности. Особое место занимают транскрипции песен Франца Шуберта, к которым Лист относился с особым трепетом, находя в них созвучные для себя мотивы. Песня «Маргарита за прялкой» и баллада «Лесной царь» вошли в первый же цикл листовских транскрипций («12 песен Шуберта», 1838), песня «Приют» была создана позднее. Под пером Листа песни предстают в преображенном виде, лишь изредка сохраняя свою первоначальную камерную форму. Часто Лист свободно обращается с мелодией и фактурой сопровождения, вводит каденции, иногда преобразовывает песни в фантазии, превращая их в яркие романтические концертные пьесы, отвечающие новаторству исполнительского стиля Листа.
В 1936 году С.С. Прокофьев (1891-1953) заканчивает работу над балетом «Ромео и Джульетта», тогда же на основе балета им были созданы две Симфонические сюиты и уже год спустя — Десять пьес-транскрипций. Представление музыки балета в ином, не сценическом виде было во многом обусловлено отказом театров принимать в те годы балет к постановке. Но все изменится, когда балет все-таки будет исполнен на сцене Мариинского (Кировского) театра: его назовут одним из открытий в искусстве ХХ века.
В фортепианный цикл композитор ввел номера, сохраняющие сюжетную канву балета, его основные образы, сценические ситуации. Композитором и позже создавались фортепианные транскрипции его балетов и опер, в том числе «Золушки», «Любви к трем апельсинам», «Сказ о каменном цветке». Блестящий пианист, Прокофьев сделал все, чтобы сценические сочинения в ином их качестве обрели новую концертную жизнь.
Десять пьес-транскрипций включают фрагменты балета в следующем порядке:

  1. Народный танец.
  2. Сцена.
  3. Менуэт.
  4. Джульетта-девочка.
  5. Маски.
  6. Монтекки и Капулетти.
  7. Патер Лоренцо.
  8. Меркуцио.
  9. Танец девушек с лилиями.
  10. Ромео у Джульетты перед разлукой.

Проф. З.М. Гусейнова

Rules for visitors

1. Overclothes should be left at the cloakroom.

2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom.
Photography and filming are not permitted.

3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge.

4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes.

5. Children under 12 years are not admitted.

6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls.

7. The use of mobile phones during a concert is not permitted.

8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment.

9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House.

10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Ticket Offices

Artistic Director of St.Petersburg Music House:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin
Дмитрий Никитченко
Илья Кондратьев