A. Dvorak (1841-1904). Concerto for cello and orchestra op.104
laureate of international competitionsAleksander Ramm (cello)
II part
S.Rachmaninoff (1873-1943). Concerto №2 for piano and orchestra op.18
laureate of international competitionsLucas Geniušas (piano)
Sуmphony Orchestra of St. Petersburg State Capella
Artistic director and chief-conductor – People's artist of Russia Alexander Chernushenko
Conductor Igor Manasherov
About the program of the concert
«Риенци» (полное название «Риенци, последний трибун» по роману Э. Булвер-Литтона) принадлежит к числу ранних сочинений будущего великого оперного реформатора Рихарда Вагнера. Опера была написана в 1842 году и посвящена событиям, связанным с Кола ди Риенцо (ок. 1313—1354) — борцом за свободу Италии. Вагнер самостоятельно переработал роман, создав либретто и затем музыку масштабного сочинения в традициях большой французской оперы, исполнение которого длится не менее 6 часов. Увертюра была последним номером, созданным композитором в работе над сочинением, она построена на темах оперы и раскрывает основную коллизию сочинения. Здесь слышны и мужественная гимничность, и нежная лирика, и драматизм столкновений, и величие победы. В качестве первой темы Увертюры композитор использовал тему молитвы Риенци «О Всемогущий, брось свой взгляд» — одного из самых выразительных эпизодов, завершающих оперу. Тем самым Вагнер создает мелодическую арку между началом и завершением оперы.
Творчество австрийского композитора и пианиста-виртуоза, чеха по национальности Иоганна Непомука Гуммеля (1778–1837) в своем становлении связано с целом рядом выдающихся музыкантов, учеником которых он был в разные годы, - В.-А. Моцарта (1786-1888), Йозефа Гайдна (с 1795 года). Гуммель дружил с Л. Бетховеном и Ф. Шубертом, а среди учеников Гуммеля был Ф. Мендельсон. Творчество Гуммеля охватывает разные жанры – оперы, мессы, концерты. В 1822 композитор концертировал в России, а позднее использовал в некоторых сочинениях мелодии русских народных песен: «Вариации на темы русских песен», «Русское рондо» для фортепиано, «Полифонические русские народные песни» для 4 голосов, хора и оркестра. Одна из его фортепианных пьес - популярный ноктюрн «Память дружбы» был оркестрован М.И. Глинкой.
Концерт для трубы с оркестром был написан Гуммелем в 1803 году, и по своему стилю он близок традициям Й. Гайдна, с аналогичным сочинением которого его часто сравнивают. В наследии Гайдна духовые инструменты постепенно перестают рассматриваться как чисто оркестровые, выполняющие роль поддержки струнных и оттеняющие их звучание. Духовые инструменты приобретают все большее значение как самостоятельные и в симфонических произведениях (им поручаются драматургически важные темы), и в концертах, где перед ними открываются условия для демонстрации своих выразительных и технических возможностей. К тому же выбор солирующего инструмента определяет часто и общее содержание сочинения. Труба с ее драматическим, гимническим звучанием формирует в Концерте Гуммеля динамику первой части (Allegro con spirito — то есть, с воодушевлением) характер, мужественную лирику второй части (Andante), скерцозность с несколько военизированным оттенком в рефрене третьей части (Rondo: Allegro).
Третий концерт для фортепиано с оркестром выдающегося русского композитора, пианиста, дирижера Сергея Васильевича Рахманинова, автора опер, симфоний, фортепианных пьес, романсов и хоровых сочинений — одно из самых ярких творений в наследии великого музыканта. Фортепианные концерты, отмечающие основные вехи творческого пути, остаются вершинами творческой деятельности композитора. Блестящий пианист своего времени, Рахманинов сумел придать традиционному жанру инструментального концерта новое направление, отчетливо обозначив в нем национальные черты и превратив его в удивительную по душевной силе и красоте звучания концертную симфонию. Написанный в 1909 году Третий фортепианный концерт обозначил формирование «титанического стиля композитора» (Б.В. Асафьев). Здесь соотношение солирующего инструмента и оркестра решается по-особому. На протяжении всего сочинения утверждается главенство фортепиано: ему поручается исполнение всех основных тем, для него предусмотрены сольные эпизоды импровизационного характера, заставляющие подчас забыть о присутствии оркестра.
Первая часть Allegro ma non tanto открывается изложением темы главной партии. Рахманинов говорил: «Первая тема моего 3-го концерта ни из народно-песенных форм, ни из церковных источников не заимствована. Просто так «написалось»! Я хотел «спеть» мелодию на фортепиано, как ее поют певцы…». Эта «поющаяся» тема определяет особый, песенный облик первой части и влияет на характер последующих частей концерта.
Вторую, медленную часть композитор назвал «Интермеццо». Итальянское слово intermezzo (находящийся посреди, промежуточный) обычно используют для обозначения пьесы, занимающей положение между двумя более важными частями инструментального цикла. В концерте Рахманинова вторая часть действительно становится связующим разделом между крайними частями, но, наполненная особой духовной красотой, она может быть названа одним из самых сокровенных лирических высказываний композитора. Написанное в форме свободных вариаций, Интермеццо раскрывает перед слушателями основную тему то в мягком лирическом облике, то в жанре вальса-фантазии, то в характере гимна.
Третья часть концерта (Finale. Alla breve) переводит действие в иной план: подчеркнутая мужественность, драматизм крайних частей контрастируют со средним разделом, где преобладают настроения таинственности, фантастические звучания. Завершением концерта становится масштабная кода, в которой опять на первый план выступают интонации первой темы концерта, создавая стройное обрамление столь масштабного сочинения.
Проф.З.М. Гусейнова
Ticket Offices
Tickets can be purchased in the box offices of:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin