F.Schubert (1797-1828). Sonatina №3 in G minor for violin and piano op.137 D.408
E.Ysaÿe (1858-1931). Sonata №6 for solo violin op.37 (dedicated to Manuel Quiroga)
A.Vitali (1663-1745). Chaconne for violin in G minor
S.Prokofiev (1891-1953). Sonata №1 in F minor for violin and piano op.80
H.Wieniawski (1835-1880). Polonaise brilliante №2 in A major for violin and piano op.21
Kaoru Oe (violin)
piano laureate of international competitions Kyohei Sorita
About the program of the concert
Франц Шуберт — выдающийся австрийский композитор, известен как один из основоположников музыкального романтизма. Ему было суждено прожить всего 31 год, но написанного им с лихвой хватило бы на долгую композиторскую жизнь. Создатель жанра романтической песни (известно около 600 его сочинений), 9-ти симфоний, многих камерно–инструментальных опусов, опер, месс, кантат, Шуберт по сути определил направления, по которым шло развитие австро-немецкой музыки 19 века. Активно используя скрипку в составе камерных ансамблей, Шуберт, однако, редко обращался к этому инструменту как сольному. Три сонатины ор. 137, написанные им в марте 1816 года, являют собой один из немногих образцов скрипичной музыки в наследии композитора. Они отразили особый, поэтичный строй музыки мастера, песенность тематизма, идущую от основного жанра в его творчестве. В Сонатине соль минор композитор, продолжая традиции венских классиков и даже вводя в качестве одной из частей Менуэт, переосмысливает их, придавая каждой из четырех частей (Allegro giusto – Andante – Menuetto – Allegro moderato) песенный оттенок. Этому во многом способствует художественное решение партии скрипки, где вокальное начало передается особенно выразительно. Используя особенности жанра (сонатина — это маленькая соната), Шуберт создает последовательность небольших, драматургически связанных пьес, подчеркивая при этом значение солиста, ведущего «диалог согласия» с сопровождающим его фортепиано.
Бельгийский скрипач, дирижер и композитор Эжен Изаи известен как автор восьми скрипичных концертов, Вариаций на тему Паганини, многих пьес, среди которых выделяются Шесть сонат для скрипки соло. Каждую из сонат композитор посвятил кому-либо из известных скрипачей–современников. Последняя, Шестая соната предназначалась испанскому музыканту Мануэлю Кирога. В своем сочинении Изаи обобщил опыт сольной скрипичной сонаты, идущий от И. С. Баха, и воплотил замысел в форме стройного одночастного сочинения, близкого к жанру концерта. Композитор не раз говорил: «Искусство — результат совершенного сочетания мыслей и чувств», это качество отличает и его Сонату.
Томазо Антонио Витали — композитор, виртуоз и педагог, представитель одной из самых известных итальянских музыкальных семей. Им созданы церковные сонаты для двух скрипок и виолончели, Концерт из сонат для скрипки, виолончели и чембало и другие опусы. Самым популярным сочинением композитора является Чакона, которая многими исследователями приписывается не Витали, а впервые исполнившему и опубликовавшему ее в 1872 году скрипачу и композитору Фердинанду Давиду. Изначально чакона — это инструментальная пьеса, ярко представленная в музыке эпохе Барокко. Она строится как полифонические вариации на тему, которая в неизменном виде повторяется в басу. Чакона Витали раскрывает содержательное и колористическое богатство выразительной исходной мелодии, демонстрируя неисчерпаемые возможности солирующей скрипки. В дальнейшем пьеса не раз аранжировалась для разных инструментов, делались также ее переложения для оркестра и для органа.
Один из самых блестящих скрипачей 19 столетия Генрик Венявский, родившийся в Польше, получивший образование в Париже, завоевал европейскую известность, выступая с концертами во многих городах и странах, в том числе в России. С 1860 года Венявский жил в Петербурге, получив место солиста Императорского двора. После открытия в 1862 году консерватории он стал одним из первых ее профессоров, где и работал до 1865 года. Венявский скончался в Москве в 1880 году. Все композиторское наследие музыканта посвящено скрипке, оно в полной мере позволяет осознавать уровень виртуозности и художественности мышления его автора. Г. Берлиоз писал о Венявском: «Это — дьявольский человек, он часто предпринимает то, что невозможно, и более того — он это выполняет». Родные польские напевы стали той благодатной почвой, на которой сформировался круг характерных жанров Венявского. Он писал для скрипки, наряду с крупными сочинениями, мазурки, куявяки и полонезы, превращая традиционные танцы в яркие концертные пьесы. К ним относятся и знаменитые полонезы, в том числе Блестящий полонез № 2 для скрипки и фортепиано, завершенный в 1870 году. Композитор, используя жанровые черты полонеза как танца–шествия, создает феерический, масштабный опус, впечатляющий своей виртуозностью и техническим блеском.
Соната для скрипки и фортепиано фа минор (ор. 80) была обозначена как № 1 самим С.С. Прокофьевым в связи с тем, что работу над ней композитор начал в 1938 году, еще до второй сонаты, а завершил в 1946 году. Прокофьев объяснил причину столь затянувшейся работы в письме к Н.Я. Мясковскому: «Я начал сонату уже давно, но никак не соберусь продолжить: трудно». Премьера сочинения состоялась в октябре 1946 года, и тогда Соната прозвучала в исполнении выдающихся музыкантов — Давида Ойстраха (ему посвятил свое сочинение Прокофьев) и Льва Оборина. Годы работы над произведением, совпавшие с событиями войны, закономерно отразились на содержании Сонаты: она поражает своей сосредоточенностью, подчас мрачностью и болью (исследователи отмечают в Сонате черты «эпитафии или прощания»), лишь иногда оттененной светлыми эпизодами, например, в третьей части. Масштабный четырехчастный цикл (1. Andante assai. 2. Allegro brusco. 3. Andante. 4. Allegrissimo) построен как развернутое эпическое повествование. Первая часть открывается звучанием в характере похоронного марша, в ней выделяются скрипичные пассажи, которые сам Прокофьев определил следующим образом: «это ветер гуляет по кладбищу». Вторая часть возникает как своего рода «демоническое скерцо», в музыкальной ткани которого просматриваются сарказм, ирония, подчас злоба. Третья часть — характерная для Прокофьева светлая и возвышенная, контрастирующая с мрачностью остальных частей. Торжественность финала разрушается периодически возвращающимися «кладбищенскими пассажами» скрипки, не давая ни на миг забыть об основных настроениях Сонаты. Прокофьев в работе с исполнителями объяснял, что Соната должна звучать так, «чтобы люди подскочили на своем месте и спросили: “А не сошли ли вы с ума?”». В 1947 году Прокофьеву за эту Сонату была присуждена Государственная (тогда Сталинская) премия СССР.
Проф. З.М. Гусейнова
Rules for visitors
1. Overclothes should be left at the cloakroom. |
|
2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom. |
|
3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge. |
|
4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes. |
|
5. Children under 12 years are not admitted. |
|
6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls. |
|
7. The use of mobile phones during a concert is not permitted. |
|
8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment. |
|
9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House. |
|
10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Ticket Offices
Ticket offices:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin