26
november
Wednesday
19:00
2014
Ticket price:
250-300 руб.
Audience: 12+
Address:
Russia, St. Petersburg, Moika Embankment, 122
MapSitePhone:
+7 (812) 400-1-400
Billboard:афиша
chamber concert
I part

Й. Видман (род.1973) Фантазия для кларнета соло
К. Дебюсси (1862-1918) Рапсодия №1 для кларнета и фортепиано соль бемоль-мажор L116
Ф. Пуленк (1899-1963) Соната для кларнета и фортепиано до-мажор FP184

laureate of international competitions
Alexey Zavodov (clarinet)
piano – laureate of international competitions Vitalii Starikov
II part

Ф. Шопен (1810-1849) 24 прелюдии ор.28

laureate of international competitions
Vitalii Starikov (piano)

About the program of the concert

Йорг Видман (род. в 1973 году) — немецкий композитор и исполнитель–кларнетист, профессор Высшей школы музыки во Фрайберге (Германия). Он считается одним из самых известных представителей молодого поколения современной музыки. Как кларнетист Видман получил образование в Мюнхенской Высшей школе музыки и в Джульярдской школе в Нью-Йорке, композицией занимался у Ханса Вернера Хенце и Вольфганга Рима. Он - автор произведений для музыкального театра (оперы «Эхо», «Монологи для двоих», «Лицо в зеркале»), оркестра («Световой этюд I», «Вольные пьесы», «Песня», «Хор», «Con brio»), им написаны концерты для различных инструментов, камерно-инструментальные и камерно-вокальные сочинения, отличающиеся остросовременным звучанием Так, среди его фортепианных сочинений есть, например, соната «Цветы зла» по знаменитому стихотворному сборнику Ш. Бодлера.
Исполнительский репертуар Видмана включает произведения Р. Шумана, И. Брамса, А.Берга и др. Он выступил как автор многих сочинений для своего любимого инструмента, среди созданных им сочинений - Фантазия для кларнета соло (2006), посвященная учителю Уильфриду Хиллеру. Яркая одночастная пьеса, она раскрывает возможности кларнета как художественного и технически совершенного инструмента.
В 1909 году Клод Дебюсси был приглашен в Совет директоров Парижской консерватории. Одно из первых поручений ему было связано с заказом на создание двух произведений для кларнета для предстоящих экзаменов. Результатом явилось написание Первой рапсодии, впервые исполненной через год на экзамене в консерватории. Еще через год Дебюсси оркестровал свое сочинение.
Выдающийся представитель музыкального импрессионизма, Дебюсси и в этом сочинении сохраняет верность данному художественному направлению. Он создает выразительную картину природы в ее изменчивом, постоянно меняющемся настроении. Избранный композитором жанр рапсодии — сочинения в свободном, импровизационном стиле, построенном на чередовании разнохарактерных эпизодов — позволяет создать наполненное тончайшими нюансами звуковое полотно, где кларнет, как подлинный певец природы, ведет свою изящную инструментальную песнь.
Среди сочинений французского композитора Франсиса Пуленка большое место занимают сочинения для духовых инструментов. Соната для кларнета и фортепиано (1962) вошла в концертный репертуар исполнителей всего мира, хотя ее премьерное исполнение состоялось уже после смерти автора. Три части Сонаты (I. Allegro tristamente. II. Романс. III. Allegro con fuoco) раскрывают основные грани музыки композитора — разнохарактерное, то динамичное, то медленное, с оттенком печали, звучание в первой части, мягкость, сентиментальность в медленной и жизнерадостность, стремительность в быстрой заключительной части. Соната объединена сквозными мотивами, проходящими через все части. Примечательны звукоизобразительные элементы, где слышны то колокольные звоны, то бой часов, словно напоминающие об уходящем времени.
Слово «прелюдия» (в переводе с латинского – «предварительная игра») стало использоваться в музыке позднего Возрождения, где оно обозначало пьесы свободные, не скованные традиционными формами. Особую роль прелюдия играла в эпоху барокко, в первую очередь в творчестве И.С. Баха, который использовал ее как форму свободного вступления к фуге или сюите. Совершенно независимым, самостоятельным жанром прелюдия становится в эпоху романтизма, обозначая миниатюрную пьесу свободного содержания и строения. Обращение выдающего польского композитора Фредерика Шопена к прелюдии ознаменовало рождение нового фортепианного жанра, художественная цель которого – передать одно психологическое состояние, один образ. Композитор написал в общей сложности 26 прелюдий, 24 из которых организованы им в единый цикл (ор. 28), использующий все тональности.
Данный цикл из 24-х прелюдий ор. 28 стал одним из самых поразительных по красоте, богатству, разнообразию инструментальных сборников эпохи романтизма. Основная часть пьес была написана Шопеном с 1836 по 1839 годы в Париже, в период безусловного утверждения его гениального дарования. Шопен установил порядок изложения прелюдий по квинтовому кругу с чередованием параллельных — мажорных и минорных — тональностей. Лишь дважды в своем цикле Шопен будет показывать в пьесе контрастные образы (прелюдии cis-moll и Des-dur), во всех остальных миниатюрах он сохранит единый образ-настроение, не изменяющийся до конца прелюдии.
Пьесы разнообразны по содержанию, по жанровым связям, по богатству вокальных и инструментальных интонаций. В них мы можем уловить черты декламации (№ 2), мягкое виолончельное звучание (№ 6), черты мазурки (№ 7), ноктюрна (№ 15), марша (№ 9 и № 20). Все 24 прелюдии образуют единый цикл, где каждой пьесе отведена особая функция, и все они взаимосвязаны.
Позже Шопен вернется к жанру прелюдии, создав отдельную пьесу в тональности до диез минор (op. 45). В ней появятся новые черты, лирическая миниатюра приблизится к концертной пьесе, прелюдия даже обретет раздел, обозначенный как «каденция». Но в ней сохранится основной признак прелюдии: возможность в лаконичной форме передать огромное человеческое чувство.

Проф. З.М. Гусейнова

Rules for visitors

1. Overclothes should be left at the cloakroom.

2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom.
Photography and filming are not permitted.

3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge.

4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes.

5. Children under 12 years are not admitted.

6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls.

7. The use of mobile phones during a concert is not permitted.

8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment.

9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House.

10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Ticket Offices

Artistic Director of St.Petersburg Music House:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin