Ф. Лист (1811-1886) Венгерская рапсодия №18 fis-moll,
Трансцендентный этюд №1 C-Dur,
Трансцендентный этюд №2 a-moll,
Венгерская рапсодия №13 a-moll
Ф. Шопен (1810-1849) Этюд ор. 25 №12 c-moll
С. Рахманинов (1873-1943) Элегия ор.3 es-moll,
Этюд-картина ор.33 №5 cis-moll,
Прелюдия ор.23№5 g-moll,
Прелюдия ор.32 №5 G-Dur,
Прелюдия ор.23 №2 B-Dur
Rodion Shemereko (piano)
II part
Ф. Лист (1811-1886) Сонет Петрарки №123 As-dur,
Трансцендентный этюд S139 №10 f-moll,
Трансцендентный этюд S139 №4 «Мазепа» d-moll,
Серые облака S199 g-moll,
Венгерская рапсодия №11 a-moll,
Венгерская рапсодия №15 a-moll,
Венгерская рапсодия №6 Des-dur
Anna Pavlova (piano)
About the program of the concert
Жанр рапсодии – музыкального произведения, написанного в свободной форме на фольклорные темы и построенного как чередование нескольких контрастных эпизодов, получил свое высшее выражение в творчестве выдающегося венгерского композитора, пианиста и дирижера Ференца Листа (1811-1886). 19 Венгерских рапсодий композитора ставили своей основной задачей передать красоту венгерских подлинных фольклорных мелодий. В одном из писем Ф. Лист писал о народных мелодиях: «Какой чудный, волшебный калейдоскоп из печали, обездоленности, душевной глубины, избытка чувств, задора, изящества, мечтательности, серьезности, кокетства, тоски и горя. Я и задался целью передать глубинную, проникновенную, величественную и свободную, устремленную ввысь поэзию нашей национальной музыки». Первая Венгерская рапсодия была создана им в 1851 году, последняя — в 1885.
Для Листа работа в жанре рапсодии была связана с желанием написать блестящую концертную фантазию для фортепиано на основе фольклорных тем. Стиль «вербункош», на который опирался композитор, предполагал создание сочинений в импровизационной манере, отражающих богатую ритмику и ладовое своеобразие народной музыки. Большинство рапсодий строится на сопоставлении двух контрастных элементов – медленного танца-шествия и темпераментного чардаша.
К жанру фортепианного этюда Ференц Лист обратился уже в начале творческого пути. Особое место в его наследии занимают 12 «Трансцендентных этюдов» («Этюдов высшего исполнительского мастерства»), где слово «трансцендентность» (с точки зрения философии обозначающее нечто запредельное по отношению к миру явлений и недоступное теоретическому познанию) соответствует уровню виртуозности. Над циклом этюдов Лист работал более четверти века, внося в него изменения по мере эволюции творческих устремлений: от технических пьес в русле «Школы беглости» К. Черни – к ярким романтическим поэмам, где виртуозный блеск и техническая задача всецело подчинялись поэтическому замыслу. Большая часть этюдов имеет скрытую или явную программность, которая проявляется в названиях сочинений или авторских указаниях особенностей исполнения. Этюд № 1 «Прелюдия», открывающая цикл, посвящена К. Черни; № 2 сопровождается авторским указанием «a capriccio» («капризно»); № 10 — драматически насыщенная, виртуозная пьеса; № 4 носит название «Мазепа» и передает звуки битвы, бешенной скачки, грохота орудий.
1835–1839 годы Ф. Лист провел в Швейцарии и Италии. В этот период слава Листа как крупнейшего виртуоза-исполнителя, создателя нового концертного пианистического стиля, достигла апогея. В композициях этих лет он стремился отобразить все, что привлекало его внимание — образы природы, произведения живописи, скульптуры, литературы. Они запечатлевались композитором в своеобразных «музыкальных картинах» — программных пьесах, образовавших цикл «Годы странствий». Первые пьесы возникли в начале 1830-х годов, последние — в конце 1870-х. В 1842 году Лист, предваряя публикацию пьес, написал в предисловии: «Объездив в последнее время много новых стран, много различных городов, мест, прославленных в истории и поэзии, почувствовав, что различные виды природы и связанные с ней сцены не проходили перед моими глазами как бесплотные видения, а глубоко волновали мою душу, что между ними и мною устанавливалась какая-то смутная, но непосредственная связь, неопределенное, но вполне реальное отношение, необъяснимая, но верная взаимосвязь, я попробовал выразить в музыке наиболее сильные из моих чувств и наиболее яркие из моих впечатлений».
Название цикла «Годы странствий» (в более точном переводе — «Годы паломничества») навеяно произведением Дж. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда», из которого композитором заимствованы эпиграфы большинства пьес. Они дополняют программные названия произведений, к ним были присоединены рисунки, предпосланные в первом издании каждому сочинению. Пьесы «Первого года» связаны, в основном, с картинами природы, «Второго года» навеяны творениями Данте, Петрарки, Рафаэля. Своеобразным лирическим центром цикла являются три «Сонета Петрарки» (№№ 47, 104, 123), где фортепиано «пропевает» стихи великого поэта. Сонет Петрарки № 123 по своей экспрессии, глубине чувств, изысканности изложения оказывается сродни знаменитым листовским «Грезам любви».
Сонет № 123
Внезапную ту бледность, что за миг
Цветущие ланиты в снег одела,
Я уловил, и грудь похолодела,
И встречная покрыла бледность лик.
Иных любовь не требует улик.
Так жителям блаженного предела
Не нужно слов. Мир слеп; но без раздела
Я в духе с ней - и в мысль ее проник.
Вид ангела в очарованье томном -
Знак женственный любовного огня -
Напомню ли сравнением нескромным?
Молчанием сказала, взор склоня
(Иль то мечта?),- намеком сердца темным:
"Мой верный друг покинет ли меня?"
«Серые облака» для фортепиано были созданы Ф. Листом в 1881 году. Небольшая пьеса негромкого, медленного звучания словно предвосхищает волшебную «звукопись» будущих импрессионистов. Здесь нет привычной листовской виртуозности, и композитор предстает как мастер, способный в пейзаже передать глубокое человеческое чувство.
В богатом, премущественно фортепианном наследии выдающегося польского музыканта-романтика Фредерика Шопена (1810-1849) традиционные жанры предстают в обновленном виде. Эта тенденция затронула и этюд: обычная техническая пьеса у композитора преобразилась в сложнейший жанр, в котором определенная исполнительская задача направлена, в первую очередь, на создание художественного образа. Все 27 этюдов Шопена пианистически очень сложны и одновременно поэтически возвышенны. Наибольшую известность приобрел Этюд № 12 до минор, часто называемый «революционным», который был написан после трагических событий в Польше. Интересно фактурное решение, найденное Шопеном: тема, построенная на коротких, многократно повторяемых мотивах, воспринимается как призыв и отчаяние; она звучит на фоне бурных пассажей арпеджированных аккордов сопровождения, создающих ощущение трагедийности и протеста.
Яркий пианизм и вдохновенность высказывания пронизывают все творчество С.В. Рахманинова (1873-1943), проявляя себя в первую очередь в его фортепианных произведениях. Элегия, написанная им в ранние годы, несомненно соответствует первоначальному смыслу слова — «жалоба». Но под пером композитора она стала развернутой, драматургически сложной пьесой, приобретшей черты фантазии, где исходная интонация боли разрастается до масштабов трагедии. Элегия входит в состав цикла «Пьесы-фантазии», написанного в 1892 году и посвященного А.С. Аренскому, у которого Рахманинов учился в консерватории.
Фортепианные этюды Рахманинов уже не рассматривает как виртуозно-технические пьесы, традиционный жанр у композитора получает название «Этюды-картины», где на первый план, как у Листа и Шопена, выходит художественный замысел. Композитор объединяет пьесы в цикл ор. 33 (закончен в 1911 году), где каждая из них несет в себе высокий художественный смысл. Среди них особое место занимает Этюд-картина № 5 до диез минор, в которой сосредоточено столь значимое для композитора «русское» начало, проявляющееся в характерных попевках, колокольных отзвуках, напряженной ритмической динамике. Пьеса по характеру, по интонационному строю, по общему колориту перекликается со знаменитой прелюдией в той же тональности, написанной в юношеские годы.
Жанр прелюдии представлен в творчестве С.В. Рахманинова в двух опусах (№ 23 и № 32) и нескольких отдельных сочинениях. Композитор преобразует прелюдии, и многие его творения — уже не миниатюры, они по масштабам приближаются к развернутым музыкальным пьесам. Прелюдия соль-минор (ей предпослано авторское указание Alla marcia) относится к числу самых известных фортепианных сочинений композитора: развернутая трехчастная композиция, где крайние части со своей неимоверной энергией, напором, насыщенной аккордовой фактурой производят ощущение неукротимой стихии, дикой энергии, мощного камнепада, а средняя — бесконечная рахманиновская мелодия, способная выразить чувство безграничной любви. Прелюдия Соль мажор переносит слушателей в иную сферу волшебной лирики, мягкого пейзажа, в котором растворяется душа человека. Прелюдия Си бемоль мажор (композитор предваряет ее указанием Maestoso) — еще один образец по-рахманиновски мощной фортепианно пьесы, где «буря и натиск» уступают место нежной певучей лирике.
Проф. З.М. Гусейнова
Rules for visitors
1. Overclothes should be left at the cloakroom. |
|
2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom. |
|
3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge. |
|
4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes. |
|
5. Children under 12 years are not admitted. |
|
6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls. |
|
7. The use of mobile phones during a concert is not permitted. |
|
8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment. |
|
9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House. |
|
10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Ticket Offices
Ticket offices:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin