И. Брамс (1833-1897) Соната №3 для скрипки и фортепиано ре-минор
Венгерские танцы №1, 5, 6
Leonid Baranov (violin)
piano laureate of international competitions Andrei Telkov
II part
И. Брамс. Соната №2 для кларнета и фортепиано ми-бемоль мажор ор.120
Л. Бернстайн (1918-1990) Соната для кларнета и фортепиано
Andrei Telkov (piano)
About the program of the concert
В творчестве выдающегося немецкого композитора Иоганнеса Брамса камерно-инструментальные сочинения занимают одно из ведущих мест. Использование различных тембровых сочетаний, художественных и технических особенностей инструментов определялись главной задачей — передать человеческую драму во всей ее сложности и неоднозначности, раскрывая неповторимые оттенки душевного переживания. Для Брамса важным было присутствие в ансамблях фортепиано (не случайно из 24-х созданных им камерно-инструментальных сочинений в 16-ти участвует этот рояль). Фортепиано становилось стержнем произведений, его «телом», в то время как остальные инструменты раскрывали его «душу».
Из трех сонат для скрипки и фортепиано, созданных Брамсом в разные годы, выделяется Соната № 3 (1886-1888), наиболее драматичная, раскрывающая сложный путь «от элегии к трагедии» и достигающая в кульминационные моменты мятежного, патетического звучания. Композитор решает Сонату почти по-симфонически, как четырехчастный цикл, интонационно объединяя все части: отдельные мелодические обороты из тем первой части постоянно возникают в темах других частей, создавая ощущение спаянности цикла. Интересна последовательность частей: I. Allegro, с его контрастными темами-образами, приходящее в конце к просветленному звучанию; II. Adagio — величественное и возвышенное; III. Un poco presto e con sentimento, демонстрирующее характерный для Брамса образец скерцо-интермеццо; IV. Presto agitato, самое масштабное в Сонате, раскрывающее образ бушующей стихии. Лишь ненадолго, как эпизод, возникнет в последней части тихая хоральная тема, которая очень быстро уступит место основному образу финала, и теперь уже в максимальном драматическом накале.
«Венгерские танцы» по праву относятся к числу самых популярных сочинений И. Брамса. Сотрудничество композитора с венгерским скрипачом Э. Ременьи открыло для него мелодическое и ритмическое богатство венгерского фольклора. Позднее (в период с 1869 по 1881 годы) национальные мотивы получили у Брамса воплощение в «Венгерских танцах». В отдельных пьесах использованы подлинные народные темы, в большинстве же случаев Брамс создает пьесы на основе собственных мелодий. Первоначально сочинения были написаны для фортепиано в четыре руки, позднее была сделана обработка их для скрипки и фортепиано. В сегодняшнем концерте прозвучат 3 танца из 21, написанных композитором
На пороге своего 60-летия, в 1891 году, И. Брамс, закончив сочинение Струнного квартета (ор. 111), объявил о завершении своей композиторской деятельности. Но знакомство с известным кларнетистом Р. Мюльфельдом (1856-1907) заставило композитора отказаться от принятого решения. Брамс создает несколько сочинений для кларнета, среди которых — Две сонаты ор. 120, ставшие событием в музыкальной жизни Германии. Кларнет с его способностью быть выразителем лирических настроений и драматических коллизий, представать в разных обликах и всегда вносить неповторимую инструментальную краску открыл для Брамса новую возможность воплотить серьезные творческие замыслы. Масштабность и глубина, отличающие сочинения композитора в целом, проявились и в Сонате для кларнета № 2, четыре части которой (1. Allegro amabile. 2. Andante appassionato. 3. Andante con moto. 4. Allegro) последовательно раскрывают этапы лирико-драматического повествования.
Американский дирижер, композитор и пианист Леонард Бернстайн (1918-1990), родители которого были выходцами из России, формировался как профессиональный музыкант, во многом соприкасаясь с традициями русской школы: в Филадельфийском музыкальном институте Кертиса он занимался в классе рояля И. Венгеровой, в классе дирижирования — С. Кусевицкого, одним же из его кумиров был И. Стравинский. Особую известность Бернстайн приобрел как автор мюзикла «Вестсайдская история», обошедшего сценические подмостки многих стран мира. Но Бернстайном написан и целый ряд других сочинений разных жанров, в том числе оперы, балеты, симфонические и инструментальные произведения. Соната для кларнета и фортепиано была создана композитором в 1942 году и посвящена солисту–исполнителю Д. Оппенхейму. Бернстайн пишет Сонату как двухчастную композицию, где первая лирическая часть, обозначенная Grazioso, раскрывает возможности инструмента в передаче светлых — то мягких, то игривых настроений. Вторая часть очень сложна по строению. Начинаясь как спокойное Аndantino, она далее все время переходит в разные состояния, контрастные по темпу и настроению. Здесь действие разворачивается, словно в калейдоскопе: отчетливо слышны современные джазовые ритмы, выразительные театральные приемы, характерные для мюзикла, и сольный инструмент зачастую теряет свою классическую строгость.
Rules for visitors
1. Overclothes should be left at the cloakroom. |
|
2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom. |
|
3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge. |
|
4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes. |
|
5. Children under 12 years are not admitted. |
|
6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls. |
|
7. The use of mobile phones during a concert is not permitted. |
|
8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment. |
|
9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House. |
|
10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Ticket Offices
Ticket offices:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin