M.Mussorgsky (1839-1881). "Daybreak at Moscow-river". Introduction to opera "Khovanshchina"
A.Mirzoev (b.1938). "Oriental"
M.Mussorgsky (1839-1881). "Pictures at an Ehibition" (1874)
A.Mirzoev (b.1938). The small lyrical suite on the themes from musical compositions of I.Dunaevsky
"Russian album" for quartet of contrabasses
J.S.Bach (1685-1750). Chaconne from Partita No.2 for solo violin
A.Mirzoev (b.1938).Fantasia on themes from musical compositions of Rossini
G.Bizet (1838-1875). Overture at opera "Carmen"
M.Ravel (1875-1937). Pavanne from the cycle on the Spanish national subjects
J.Strauss (1825-1899). French Pole "Im Krapfenwald", Op.336
Double bass ensemble cond. Alexander Shilo (double bass)
About the program of the concert
Последние годы жизни Модест Мусоргский (1839-1881) работал над оперой «Хованщина», посвященной событиям конца XVII века, когда столкнулись две силы — старая и новая Россия, представленная преобразованиями царя Петра. Оркестровым вступлением к опере, которую композитор так и не успел завершить, стала музыкальная картина «Рассвет на Москве-реке». Здесь Мусоргский рисует картину пробуждающейся Москвы: музыка почти живописными красками рисует удивительно красивый образ. Но смысл Вступления гораздо шире, оно раскрывает центральную идею оперы — рассвет над Россией, формирование нового исторического этапа. «Рассвет на Москве-реке» часто исполняется как самостоятельная концертная пьеса.
Фортепианный цикл «Картинки с выставки» был написан Модестом Петровичем Мусоргским в 1874 году в память о друге, архитекторе и художнике Викторе Гартмане. Цикл построен композитором как программная сюита из 10 пьес, перемежающихся интермедиями. В ней сочетаются картинки из реальной жизни и сказочной фантастики с образами из далекого прошлого. Каждой пьесе Мусоргский дает название и все пьесы связывает между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей переход от картины к картине. Такое построение сюиты - единственное в классической музыке. В концерте прозвучат несколько пьес из этого цикла.
1. Прогулка. Тема из этой пьесы, близкая по характеру русским народным напевам, проводится на протяжении сюиты несколько раз. В ней Мусоргский словно изобразил самого себя, переходящего от картины к картине. Он писал В.В. Стасову: «Моя физиономия в интермедиях видна».
2. Старый замок. По воспоминаниям Стасова, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней.
5. Балет невылупившихся птенцов. Прототипом пьесы послужили эскизы В.Гартмана к костюмам для балета Ю. Гербера «Трильби», поставленного выдающимся хореографом М. Петипа в 1871 году.
9. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга). У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Но Мусоргский изобразил контрастный образ Бабы-Яги. Он создал мощную драматическую картину «нечистой силы». Все пьесы цикла образуют изящную галерею инструментальных образов.
Опера Жоржа Бизе (1838-1875) «Кармен» (написана в 1875 году) относится к числу самых популярных сочинений мировой музыкальной классики. Она стала кульминацией творчества композитора, а Кармен – одним из самых ярких женских персонажей. Здесь образ свободолюбивой, независимой цыганки Кармен противопоставлен условностям жизни. Она стремится к свободе, осознавая неминуемость трагического исхода. Эта идея заложена уже в увертюре, раскрывающей две контрастных сферы; первый ее раздел — яркий, блистательный — строится на теме испанского народного праздника и теме куплетов тореадора Эскамильо, второй — на теме роковой страсти Кармен. Этот лейтмотив будет сопровождать героиню на протяжении всего сочинения.
Имя Авдея Мирзоева — некогда концертмейстера группы контрабасов Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича — хорошо известно исполнителям на этом инструменте. Мирзоеву принадлежит множество транскрипций известных музыкальных произведений, но не меньшую популярность ему принесли авторские сочинения для инструмента. Профессионально зная возможности контрабаса как солирующего и ансамблевого инструмента, Мирзоев создал целый ряд произведений, опираясь на музыку широко известную, существовавшую изначально в разных жанрах — операх, инструментальных сочинениях, песнях — и показывая ее в условиях новых жанров. Музыка великого Дж. Россини будет представлена «Фантазией на темы Дж. Россини», услышим мы и хорошо знакомые мелодии в «Маленькой лирической сюите на темы И. Дунаевского». Уже не к одному, а группе композиторов обращается Мирзоев, создавая некоторые сочинения. Среди них — сюита-фантазия «Ориенталь» на восточные темы русских композиторов. Известно, что к теме Востока обращались многие русские композиторы (среди них — М.И. Глинка, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский), создавая запоминающиеся образы. Они стали основой сочинения Мирзоева. Разнообразные фольклорные темы включены и в «Русский альбом», из которого прозвучат пьесы «Протяжная», «Калинка», «Летят утки», «Светит месяц».
Павана — торжественный медленный танец — был весьма распространен в Европе в XVI веке. Под музыку паваны происходили различные церемониальные шествия, в том числе въезды именитых гостей, проводы знатной невесты в церковь и др. В конце XIX — начале XX веков композиторы создавали инструментальные пьесы в стиле паваны, используя ее основные художественные элементы – торжественность, замедленность движения. Среди них был французский композитор Морис Равель (1875–1937). В 1899 году им написана небольшая фортепианная пьеса «Павана на смерть Инфанты». Она вошла в фортепианный цикл на испанские народные темы, наряду с пьесами «Хабанера», «Античный менуэт». Простая, напевная, длительно развивающаяся мелодия звучит в Паване на протяжении всей пьесы, создавая ощущение длительного движения и бесконечного, возвышенного покоя.
Чакона вошла в профессиональную музыку в эпоху барокко. Эта инструментальная пьеса представляет собой полифонические вариации на тему, повторяющуюся в басу, а верхние голоса при этом разнообразно варьируются. Очень быстро чакона вошла составной частью в инструментальные циклы, к ней обращался Иоганн Себастьян Бах (1685-1750), включая ее в свои сочинения. Самую большую известность приобрела у этого композитора Чакона из партиты № 2 для скрипки соло, отличающаяся особой трагичностью и драматической глубиной. Ее звучание поражало воображение многих музыкантов и поэтов, ее отмечала в своих стихах Анна Ахматова, в том числе — в стихотворении «Сон», созданном в 1956 году:
А мне в ту ночь приснился твой приезд
Он был во всем... И в баховской Чаконе,
И в розах, что напрасно расцвели...
Имя Иоганна Штрауса-сына (1825-1899), заслужившего у современников звание «короля вальсов», связано и с целым рядом других танцев. В частности, им создан ряд французских полек, в числе которых — полька «Im Krapfenwald'l» («В лесу Крапфена») оp.336. Первое исполнение ее состоялось в 1868 году в Павловске, когда И. Штраус руководил летними оркестровыми концертами в резиденции императора России, и тогда она называлась «Im Pawlowsk-Walde» («В Павловском лесу»). Забавная полька-шутка, в которой представлены голоса разных птиц, но предпочтение отдано кукушке, искрится юмором, колористическими находками, удивительными тембровыми красками.
Проф. З.М. Гусейнова
Rules for visitors
1. Overclothes should be left at the cloakroom. |
|
2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom. |
|
3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge. |
|
4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes. |
|
5. Children under 12 years are not admitted. |
|
6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls. |
|
7. The use of mobile phones during a concert is not permitted. |
|
8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment. |
|
9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House. |
|
10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Ticket Offices
Ticket offices:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin