06
april
Friday
19:00
2012
Ticket price:
от 250 руб.
Audience: 12+
Address:
Russia, St. Petersburg, Moika Embankment, 122
MapSitePhone:
+7 (812) 400-1-400
Billboard:афиша
Concert by St.Petersburg Music House
chamber concert
I part

И. С. Бах (1685-1750) Партита №2 ре-минор BWV 1004
Н. Паганини (1782-1840) Каприсы №№ 5,10

II part

Л. Бетховен (1770-1827) Соната №7 до-минор op.30
П. Чайковский (1840-1893) «Размышление» и Вальс-скерцо

laureate of the XV International Tchaikovsky Competition (2015)
Pavel Milyukov (violin)
piano – laureate of the XV International Tchaikovsky Competition (2015) Sergei Redkin

About the program of the concert

В творчестве выдающегося немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) жанр партиты (итальянское название сюиты) встречается довольно часто. Композитор и его современники использовали термин «партита» для обозначения инструментальных циклов разнообразного характера, в том числе и для скрипки соло. Партита обычно включает традиционные пять частей: Аллеманда (немецкий медленный танец), Куранта (французский спокойный танец), Сарабанда (испанский танец, с XVII века постепенно распространявшийся в Европе), Жига (быстрый народный танец кельтского происхождения), Чакона (испанский танец, исполняемый в быстром темпе в сопровождении пения и звуков кастаньет). Однако, Бах в Партите ре минор выходит далеко за пределы просто танцевальной сюиты, создавая инструментальный цикл, представленный разнохарактерными пьесами, объединенными сквозной музыкальной идеей. Особую популярность завоевала Чакона, часто исполняемая как самостоятельная концертная пьеса.

Никколо Паганини (1782-1840), выдающийся итальянский скрипач и гитарист, композитор, с юных лет начал карьеру виртуоза, одновременно создавая многочисленные сочинения для своего инструмента. К жанру каприса («каприччи» - от итальянского capricci) он обращается в 1801-1802 годах, сделав его одним из самых известных в скрипичном репертуаре. Созданные Паганини 24 Каприса для скрипки соло и в наши дни остаются образцом высшей виртуозности, заложившим основы нового, романтического исполнительского стиля, в которых столь ярко проявились черты «дьявольского» искусства выдающегося мастера. 24 Каприса были единственными скрипичными сочинениями, изданными при жизни автора, все остальные увидели свет только после его смерти.

Прообразом Каприсов стал сборник концертов «Искусство скрипки» итальянского скрипача Пьетро Локателли, в котором внимание Паганини привлекли «Каприсы» - своеобразные виртуозные каденции для скрипки соло, написанные к первым и третьим частям каждого концерта. В них Локателли снял многие ограничения исполнительских позиций, дав тем самым возможность виртуозу проявить свои технические возможности. Эти принципы и продолжил Паганини уже в первом своем Каприсе – блистательной виртуозной пьесе – совершившей переворот в области скрипичной выразительности и открывшей новое направление в исполнительском искусстве XIX века. В сегодняшнем концерте прозвучат две виртуозных, сложнейших в техническом отношении пьесы: Каприс № 5 с его выразительным вступлением и заключением, близким по характеру инструментальным импровизациям, и Каприс № 10 – стремительный, полетный, исполненный драматизма.

В богатейшем наследии выдающегося немецкого композитора, представителя венской классической школы Людвига ван Бетховена (1770-1827) произведения для скрипки занимают весьма значительное место. Среди них – 10 сонат для скрипки и фортепиано, большая часть которых относится к раннему периоду (1795-1802 годы). Обращаясь к жанру классической инструментальной сонаты, Бетховен проявляет неистощимую фантазию и изобретательность. Он стремится расширить традиционную трехчастную форму, вводя между медленной частью и финалом дополнительную часть — менуэт или скерцо. В результате сонатный цикл, приобретая масштабность, приближается к симфоническому. Именно так поступает Бетховен в Cкрипичной сонате № 7, где последовательность частей призвана передать сложную концепцию сочинения: блестящая первая часть (Allegro con brio) сменяется традиционной напевной второй частью (Adagio cantabile), и далее следует фантазийное скерцо (Scherzo. Allegro), создающее дополнительный образный конфликт, блистательно разрешенный в финале (Allegro).

Две скрипичные пьесы П.И. Чайковского (1840-1893) – «Размышление» из цикла «Воспоминание о дорогом месте» (ор.42 № 1) и «Вальс-скерцо» (ор. 34) создавались в один период. Блестящая концертная пьеса «Вальс-скерцо» была написана в 1877 году. Композитор посвятил ее своему ученику по консерватории скрипачу Иозефу Котеку. Яркий тематизм, виртуозная техника, бравурные пассажи, требующие от солиста блестящего владения инструментом – и при этом яркая образность, идущая от излюбленного композитором жанра вальса. В средний раздел пьесы композитор вводит лирический эпизод, оттененный выразительными, драматически взволнованными интонациями.

«Размышление» - первая в цикле из трёх пьес для скрипки и фортепиано «Воспоминание о дорогом месте», написанном П.И. Чайковским летом 1878 года. «Дорогим местом» для композитора стало Браилово - украинское имение Надежды Филаретовны фон Мекк, где гостил Чайковский. «Размышление» («Meditation») первоначально предназначалось композитором в качестве второй части Скрипичного концерта, позднее замененной «Канцонеттой». Элегичность высказывания, благородство звучания, отличающее медленные пьесы Чайковского, проявляются и здесь, в полной мере раскрывая программный замысел автора.

Проф. З.М. Гусейнова

Rules for visitors

1. Overclothes should be left at the cloakroom.

2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom.
Photography and filming are not permitted.

3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge.

4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes.

5. Children under 12 years are not admitted.

6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls.

7. The use of mobile phones during a concert is not permitted.

8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment.

9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House.

10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Ticket Offices

Artistic Director of St.Petersburg Music House:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin