И. С. Бах (1685-1750) Прелюдия и фуга e-moll
Л. Бетховен (1770-1827) Соната №22 F-dur ор.54
Ф. Шопен (1810-1849) Этюд ор.10 № 2 a-moll, Этюд ор.25 № 11 a-moll
Ф. Лист (1811-1886) Мефисто-вальс № 1 A-dur
Maria Chistyakova (piano)
II part
Л. Бетховен (1770-1827) Соната №7 для скрипки и фортепиано с-moll оp. 30
Н. Паганини (1782-1840) Каприc №17 оp.1
П. Чайковский (1840-1893) Размышление оp. 42, №1
Alexander Lapich (violin)
piano laureate of international competitions Andrei Telkov
About the program of the concert
Среди многочисленных клавирных сочинений Иоганна Себастьяна Баха особое место занимает «Хорошо темперированный клавир» — один из первых в истории музыки опытов художественного применения темперированного строя инструмента. Бах, создавая произведение, ставил перед собой совершенно определенную цель – ознакомить играющих на клавире со всеми 24 мажорными и минорными тональностями и продемонстрировать несомненное преимущество новой темперированной настройки клавишных инструментов перед общепринятым натуральным строем. Композитор дважды обращался к этой идее, в результате чего им были созданы два тома «Хорошо темперированного клавира» (первый относится к 1722 году, второй — к 1744; оба тома объединяют произведения разных лет). В каждом томе представлено по 24 микроцикла, включающего две пьесы — прелюдию и фугу в одной из 24-х тональностей, расположенных попарно по восходящей хроматической гамме. В фугах нашло отражение высокое мастерство Баха — непревзойденного полифониста, прелюдии же, в соответствии с названием жанра, рассматривались многими композиторами-предшественниками как вступительный эпизод («pre ludus» переводится как «перед игрой»). Но Бах сумел создать свои прелюдии как выразительные пьесы, несущие большой художественный смысл. Часто в основе прелюдий Баха лежат танцевальные элементы, и в прелюдии e–moll, написанной в характере оживленной куранты, развивается один мотив, приобретающий с каждым проведением новые оттенки. Трехголосная фуга словно продолжает звучание прелюдии, она близка ей по характеру, но более активна и энергична. Тема, положенная в основу фуги — одна из самых протяженных во всем «Хорошо темперированном клавире» (шесть тактов), композитор подвергает ее многочисленным полифоническим преобразованиям.
Фортепианная соната № 22 Фа мажор Людвига ван Бетховена создавалась в 1803-1804 годах. Она принадлежит к числу редко исполняемых сонат композитора как при его жизни, так и в наши дни. Пианисты и исследователи отводили ей скромное место в наследии Бетховена. Ромен Роллан писал, что композитор здесь «разрешает главным образом технические проблемы, не заботясь особенно о музыкальной или выразительной мысли». Однако, за внешней сдержанностью и скромностью в сонате скрываются активные поиски Бетховеном новых выразительных пластов, которые приведут к динамизму и трагедийности будущих сочинений композитора.
Соната выделяется особенностями строения. Она двухчастна, и каждая из частей лишь условно может быть отнесена к той или иной музыкальной форме. Первая часть (In tempo d'un Menuetto — В характере менуэта) состоит из трех разделов, завершающихся кодой. Подчеркнутая «старомодность» основной темы менуэта очень скоро разрушается, превращаясь то в динамичную пьесу, то в мягкую элегию, но периодически возвращаясь к исходному состоянию. Вторая часть (неистовое Allegretto) необычна отсутствием в ней ярко выраженной темы; это, скорее, обшие формы движения. Просматривающаяся в ней форма рондо создается, по словам Б. В. Асафьева, «при непрерывном мерном беге подвижных линий: своего рода perpetuum mobile («вечное движение»)».
Многие традиционные жанры предстают под пером Фредерика Шопена в обновленном виде. Эта тенденция затронула и этюд: обычная техническая пьеса преобразилась в сложнейший жанр, в котором определенная исполнительская задача направлена, в первую очередь, на создание художественного образа. Все 27 этюдов Шопена (они составляют две тетради опусов 10 и 25) пианистически очень сложны и одновременно поэтически возвышенны и разнообразны. В программу концерта включены два ля–минорных этюда из обоих опусов. Выразительный каждый по-своему, оба этюда — разные по образному и техническому решению — так или иначе отражают основную тему творчества Шопена, связанную с родной Польшей. Особенно ярко это проявляется в этюде из опуса 25, получившем у музыкантов название «Зимний вихрь». Здесь словно воссоздана неистовая природная стихия, но над всеми пассажами главенствует грозная тема торжественного марша, проходящая через всю пьесу и близкая по характеру польским песням.
Образы Мефистофеля и Фауста ярко представлены в творческом наследии Ференца Листа. Среди сочинений, посвященных этой теме, выделяются его «Фауст-симфония», Фортепианная соната си минор и три «Мефисто-вальса». Первый из них, написанный автором в 1860-х годах, первоначально создавался как оркестровая пьеса и образовывал вторую часть оркестрового диптиха «Два эпизода из “Фауста” Ленау» (Николаус Ленау – австрийский поэт-романтик первой половины XIX века). Первая часть — «Ночное шествие», не привлекла внимание слушателей, зато вторая часть «Танец в деревенском кабачке» («Мефисто-вальс») стала одним из самых известных в творчестве композитора, особенно в авторской фортепианной версии. В программе пьесы соединены два стихотворных фрагмента. Сначала слышен диалог Мефистофеля и Фауста у окна деревенского кабачка, где проходит веселая пирушка. Затем представлена сцена, где Фауст очарован местной девушкой. Мефистофель отбирает скрипку у деревенского музыканта, начинает играть — и все пускаются в пляс. Фауст, танцуя, увлекает за собой девушку. Звуки дьявольской скрипки преследуют их и в саду, и на лугу, и в лесу... Но музыка «Мефисто-вальса» не является иллюстрацией литературной программы, она рождается как самостоятельная, по театральному образная музыкальная сцена, способная передать не столько события, сколько их психологический и художественный смысл.
В богатейшем наследии Людвига ван Бетховена произведения для скрипки занимают весьма значительное место. Среди них – 10 сонат для скрипки и фортепиано, большая часть которых относится к раннему периоду (1795-1802 годы). Обращаясь к жанру классической инструментальной сонаты, Бетховен проявляет неистощимую фантазию и изобретательность. Он стремится расширить традиционную трехчастную форму, вводя между медленной частью и финалом дополнительную часть — менуэт или скерцо. В результате сонатный цикл, приобретая масштабность, приближается к симфоническому. Именно так поступает Бетховен в Скрипичной сонате № 7, где последовательность частей призвана передать сложную концепцию сочинения: блестящая первая часть (Allegro con brio) сменяется традиционной напевной второй частью (Adagio cantabile), и далее следует фантазийное скерцо (Scherzo. Allegro), создающее дополнительный образный конфликт, блистательно разрешенный в финале (Allegro).
Никколо Паганини (1782-1840), выдающийся итальянский скрипач и композитор, с юных лет начал карьеру виртуоза, одновременно создавая многочисленные сочинения для своего инструмента. К жанру каприса («каприччи» - от итальянского capricci) он обращается в 1801-1802 годах, сделав его одним из самых известных в скрипичном репертуаре. Созданные Паганини 24 каприса для скрипки соло и в наши дни остаются образцом высшей виртуозности, заложившим основы нового, романтического исполнительского стиля, в которых столь ярко проявились черты «дьявольского» искусства выдающегося мастера. 24 каприса были единственными скрипичными сочинениями, изданными при жизни автора, все остальные увидели свет только после его смерти.
Прообразом Каприсов стал сборник концертов «Искусство скрипки» итальянского скрипача Пьетро Локателли, в котором внимание Паганини привлекли «Каприсы» - своеобразные виртуозные каденции для скрипки соло, написанные к первым и третьим частям каждого концерта. В них Локателли снял многие ограничения исполнительских позиций, дав тем самым возможность виртуозу проявить свое техническое мастерство. Эти принципы и продолжил Паганини в первом своем Каприсе – блистательной виртуозной пьесе – совершившей переворот в области скрипичной музыки. Уже после смерти Паганини его Каприсы были использованы многими композиторами, в том числе Ф. Листом и С. В. Рахманиновым, открывающими в своих сочинениях новые выразительные возможности пьес Паганини. В концерте прозвучит Каприс № 17 Ми бемоль мажор, один из самых популярных в данном цикле, входящий в репертуар всех виртуозов мира.
«Размышление» - первая в цикле из трёх пьес для скрипки и фортепиано «Воспоминание о дорогом месте», написанном П.И. Чайковским летом 1878 года. «Дорогим местом» для композитора стало Браилово — украинское имение Надежды Филаретовны фон Мекк, где гостил Чайковский. «Размышление» («Meditation») первоначально предназначалась композитором в качестве второй части Скрипичного концерта, позднее замененной «Канцонеттой». Элегичность высказывания, благородство звучания, отличающее медленные пьесы Чайковского, проявляются и здесь, в полной мере раскрывая программный замысел автора.
Проф. З.М. Гусейнова
Ticket Offices
Ticket offices:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin