А.Дворжак (1841-1904). Увертюра "Карнавал"
М.Равель (1875-1937). Концерт №1 для фортепиано с оркестром М.83
laureate of international competitionsLolita Tsotsonava (piano)
II part
А.Дворжак (1841-1904). Концерт для виолончели с оркестром ор.104
laureate of international competitionsNatalya Novikova (cello)
Ulyanovsk State Symphony Orchestra
Conductor Dmitry Russu
About the program of the concert
Морис Равель — один из самых выдающихся французских композиторов первой половины ХХ века. Его, наряду с К. Дебюсси, называют основоположником импрессионизма в музыке, создателем красочной звукописи, колористической гармонии и оркестровки. В музыке Равеля нашла отражение испанская тематика (опера «Испанский час», Болеро), он был увлечен русской музыкой, особенно М.П. Мусоргским, оркестровав его «Картинки с выставки». Среди сочинений Равеля видное место занимают два Концерта для фортепиано с оркестром. Концерт Соль мажор сам Равель называл «дивертисментом в духе Моцарта». Это произведение дает нам возможность говорить о композиторе как о выдающемся мастере концертного письма, остроумном и дерзком, крупнейшем знатоке оркестра.
Оба фортепианных концерта — Соль мажор и Ре мажор (для левой руки) Равель закончил в 1931 году. Первый из них вобрал в себя наиболее характерные черты композиторского мышления: яркую образность, импрессионистические приемы, национальные элементы. По своему содержанию Концерт оказался в чем-то схожим с волшебной сказкой, словно отражающей пристрастия ее автора. Один из учеников Равеля, описывая дом композитора в предместье Парижа, отмечал: «старомодные безделушки соседствовали с куклами, механическими птичками, корабликами, навеки замурованными на дне стеклянных сосудов». Окружавшая композитора атмосфера оказалась воплощенной в Концерте, посвященном выдающейся французской пианистке Маргарите Лонг (1874—1966). Создание сочинения обуславливалось особым подходом композитора к данному жанру, который отмечал: «Я считаю, что музыка концерта может быть веселой и блестящей; не обязательно, чтобы она претендовала на глубину или драматизм». В Концерте его первая (Allegramente) и очень короткая третья (Presto) части в полной мере отвечают избранному принципу яркости, блеска звучания. Лирическим центром становится вторая часть (Adagio assai) — замечательная инструментальная ария, в основе которой лежит одна из самых протяженных мелодий композитора (она занимает 36 тактов; по объему ее можно сравнить с темой знаменитого «Болеро», которая длится 34 такта). Ее «бесконечность», рождающая ощущение особой возвышенности, отстраненности от всего суетного, прекрасно раскрывает внутренний мир художника.
Один из основоположников чешской национальной композиторской школы Антонин Дворжак получил широкую известность среди музыкантов Европы и мира. Он состоял в переписке со многими выдающимися современниками, среди которых был и П.И. Чайковский; он концертировал как дирижер во многих странах, в том числе в России. В 1892-1895 годах Дворжак жил и работал в США, где выступал с авторскими концертами и был профессором и директором консерватории в Нью-Йорке. Именно с этим периодом связано создание двух самых известных сочинений композитора – симфонии «Из Нового света» и Концерта для виолончели с оркестром. Концерт по праву входит сегодня в число наиболее исполняемых сочинений виолончельного репертуара. Он построен на характерных для Дворжака интонациях славянского (чешского и моравского) фольклора, которые пронизывают все три традиционные части сочинения (Allegro - Adagio ma non troppo - Finale. Allegro Moderato) от первых до последних тактов. Исходная мелодия, на основе которой далее возникают основные темы Концерта, активно развивается на протяжении сочинения, создавая сквозное драматургическое развитие. Удивительно решена композитором партия солирующей виолончели, которую Дворжак во многих отношениях рассматривает как человеческий голос: виолончель повествует о событиях прошлого и настоящего, о драматических и лирических перипетиях человеческой судьбы.
Автор говорил о своем произведении: «Этот концерт значительно превосходит оба мои концерта, как скрипичный, так и фортепианный. Не удивляйтесь, что сам об этом говорю – на собственную похвалу нельзя положиться, – но могу сказать, что произведение это доставляет мне громадную радость, и, думаю, я не ошибусь в его оценке».
Проф.З.М.Гусейнова
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin