Р. Шуман (1810-1856) Адажио и Аллегро для альта и фортепиано As-dur
С. Франк (1822-1890) Соната для альта и фортепиано A-dur
Федор Белугин (viola)
piano laureate of international competitions Andrei Telkov
II part
Л. Бетховен (1770-1827) Соната №23 ор.57 «Аппассионата»
Ф. Лист (1811-1886) Испанская рапсодия, Трансцендентный этюд №5
А. Скрябин (1872-1915) Соната №5 ор.53
Vitalii Starikov (piano)
About the program of the concert
Цикл Adagio и Allegro для солирующего инструмента в сопровождении фортепиано был первоначально написан выдающимся немецким композитором Робертом Шуманом для валторны, но предусматривал введение в качестве солирующего инструмента также виолончель или скрипку. Композитор создает цикл в 1849 году, будучи уже европейски известным музыкантом. Он активней, чем многие его современники утверждает в сочинениях черты романтизма, насыщая их яркими образными чертами, переосмысливая традиционные гармонию, ритм и форму. Adagio в данном цикле – развернутое, многоплановое - излагает основные музыкальные темы-образы, причудливые интонации которых, обогащенные ритмически, продолжают свое развитие в Allegro, пронизывая всю музыкальную ткань сочинения. Дуэт солирующего инструмента и фортепиано, темброво и технически отличающийся при использовании различных инструментов, создает иллюзию бесконечно меняющейся музыкальной картины. В сегодняшнем концерте произведение прозвучит в обработке для альта, что придает ему новые краски.
Сезар Франк (1822-1890) – известный французский композитор, педагог и органист бельгийского происхождения, представитель романтического направления, основное наследие которого связано с инструментальной музыкой – симфониями, симфоническими поэмами, сочинениями для различных составов, органными произведениями. Ромен Роллан говорил о нем: «этому неземному Франку, этому святому от музыки удалось пронести через жизнь, полную лишений и всеми презираемого труда, немеркнущую ясность терпеливой души, и отсюда - та смиренная улыбка, что осеняла светом добра его творчество». В 1886 году он создает четырехчастную Скрипичную сонату, рассматривая ее в качестве свадебного подарка великому скрипачу Эжену Изаи, - сочинение, в полной мере отражающее характер музыки композитора. Она стала одним из самых популярных произведений Франка. Выразительное начало первой части (Allegretto ben moderato), предвосхищающее будущие импрессионистские открытия Клода Дебюсси, поражает непривычной для первых частей лиричностью, мягкостью звучания. Драматическое начало возникает во второй части (Allegro), восходящее в кульминационных эпизод до высот подлинного трагизма. Третья часть (композитор определил ее как «Recitativo-Fantasia: Ben moderato») действительно представляет собой развернутую пьесу фантазийного характера, где значительное место отводится импровизационности в партиях обоих инструментов. Смысловым лирическим итогом Сонаты становится финал (Allegretto poco mosso), написанный в форме рондо. Простая основная тема, близкая по характеру народной песне, она проводится то у одного, то у другого инструмента, демонстрируя внутреннее богатство и многогранность. Виртуозность обеих партий Сонаты, их равнозначность в передаче образного строя сочинения определяют слитность инструментального дуэта.
Соната для фортепиано № 23 фа минор, соч. 57, также известная как Аппассионата (итал. аppassionato - воодушевленно, страстно, живо) — одна из самых известных сонат Людвига ван Бетховена (1770-1827). Композитор закончил ее в 1806 году - в трудное для себя время, когда начал ощущать признаки прогрессирующей глухоты. Соната имеет посвящение графу Ф. фон Брунсвику, с которым Бетховен был дружен в то время. Название «Appassionata» соната получила уже после смерти композитора, оно было дано одним из ее издателей. Но «программность» сонаты ощутили уже первые слушатели, а на вопросы о содержании музыки Бетховен отвечал кратко: «Прочтите "Бурю" Шекспира».
Трехчастный цикл представляет собой как бы единое целое, и движение устремлено к финалу. Первая часть (Allegro assai), где все темы так ли иначе связаны с темой главной партии – самой «неожиданной» у Бетховена, построенной в начале на унисонном движении по тонам минорного трезвучия. Неожиданна и вторая тема – побочная партия, где слышны интонации, близкие французским революционным песням. Вторая часть Аппассионаты характеризуется большей глубиной, философским размышлением. Она решена композитором как Andante (Andante con moto) в форме вариаций, где спокойная тема хорально-гимнического типа развивается в четырех вариациях. Финал относится к числу самых трагичных у Бетховена. Предельно драматичный (Allegro ma non troppo – Presto), он вторгается attacca, то есть сразу после второй части, неся в себя безостановочный поток волн пассажей и передавая бурю душевных страстей.
Жанр рапсодии – музыкального произведения, написанного на фольклорные темы обычно в свободной форме и построенного как чередование нескольких контрастных эпизодов, получил свое высшее выражение в творчестве выдающегося венгерского композитора Ференца Листа (1811-1886). 19 Венгерских рапсодий композитора и его Испанская рапсодия ставили своей основной задачей передать красоту подлинных народных мелодий – венгерских, испанских, цыганских. Испанская рапсодия (1863) стала одним из самых известных фортепианных произведений Листа, в котором композитор сделал уточнение по отношению к основным разделам: «Folies d'Espagne» (это одна из самых известных испанских старинных тем, она сумрачно и торжественно звучит в рапсодии сразу после бравурного вступления) и «Jota aragonesa» («Арагонская хота», данная тема использована и в одноименном сочинении М.И. Глинки). Во время поездки в Испанию в 1845 году Лист создал «Большую концертную фантазию на темы испанских мелодий», которую впоследствии переработал в Испанскую рапсодию. Ярко национальная, пронизанная звуками и красками Испании, по-листовски виртуозная, рапсодия является одним из самых исполняемых сочинений композитора.
К жанру этюда в фортепианном творчестве великий венгерский композитор, пианист и дирижер Ференц Лист (1811-1886) обратился уже в начале своего пути. Особое место здесь занимают 12 «Трансцендентных этюдов» («Этюдов высшего исполнительского мастерства»), где слово «трансцендентность» (с точки зрения философии обозначающий нечто запредельное по отношению к миру явлений и недоступное теоретическому познанию) соответствуют уровню виртуозности. Над этим циклом Лист работал более четверти века, внося в него изменения по мере эволюции творческих устремлений: от технических пьес в русле «Школы беглости» К. Черни – к ярким романтическим поэмам, где виртуозный блеск всецело подчинялся поэтическому замыслу. Большая часть этюдов имеет скрытую или явную программность, которая проявляется или в названиях сочинений (например, «Охота», «Мазепа» и др.), или авторских указаниях особенностей исполнения. Этюд № 5 из цикла «Трансцендентных этюдов» носит характерное для романтического искусства название «Блуждающие огни». Удивительное природное явление (низкие ночные огни в виде пламени, как у свечи; они, мерцая, перемещаются с места на место, будто куда-то заманивая человека) определило образный строй этюда. Особая техническая задача – исполнение «двойных нот» - стали для композитора основой для создания виртуозной концертной пьесы.
Фотепианное творчество Александра Николаевича Скрябина (1871-1915) развивалось в одном русле с симфоническим, потому в ряде случаев возникали «фортепианно-симфонические двойники» - сочинения, связанные общим замыслом, образным строем, художественными задачами. Среди них выделяется Соната № 5, написанная в 1907 году сразу после окончания знаменитой «Поэмы экстаза». Ей композитор предпосылает эпиграф, также связанный с данной поэмой:
Я к жизни призываю вас, скрытые стремленья!
Вы, утонувшие в темных глубинах
Духа творящего, вы, боязливые
Жизни зародыши, вам дерзновенье приношу!
Сонату называют самым вдохновенным фортепианным сочинением Скрябина, а Святослав Рихтер определил ее как самый сложный для исполнения фортепианный опус композитора. Начиная с этой сонаты, композитор все чаще вводит вместо традиционных итальянских ремарок указания для исполнителя на французском языке, считая его более способным передать оттенки чувств. Одночастное сочинение «поэмного» звучания, Соната раскрывает эмоционально бесконечный спектр ощущений художника-творца - от проблесков предчувствия до мощи космического воплощения.
Проф. З.М. Гусейнова
Ticket Offices
Ticket offices:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin