25
june
Wednesday
18:00
2014
Ticket price:
300-400 руб.
Audience: 12+
Address:
Russia, St. Petersburg, Moika Embankment, 122
MapSitePhone:
+7 (812) 400-1-400
Billboard:афиша
Concert by St.Petersburg Music House
recital
Никита Борисоглебский (скрипка)
I part

Ф. Шуберт (1797-1828) Сонатина для скрипки и фортепиано ля минор ор.137
И. Брамс (1833-1897) Соната №2 скрипки и фортепиано ля мажор ор.100

II part

Д. Шостакович (1906-1975) 10 прелюдий ор.34 (переложение Д.Цыганова)
С. Прокофьев (1891–1953) Соната №1 скрипки и фортепиано фа минор ор.80

laureate of international competitions
Nikita Borisoglebsky (violin)
piano – laureate of international competitions Nikolai Saratovskii

About the program of the concert

Франц Шуберт — выдающийся австрийский композитор, известен как один из основоположников музыкального романтизма. Ему было суждено прожить всего 31 год, но созданного им с лихвой хватило бы на долгую композиторскую жизнь. Создатель жанра романтической песни (им написано около 600 сочинений), 9-ти симфоний, многих камерно–инструментальных опусов, опер, месс, кантат, Шуберт по сути определил направления, по которым шло развитие австро-немецкой музыки 19 века. Активно используя скрипку в составе камерных ансамблей, Шуберт, однако, редко обращался к этому инструменту как сольному. Три сонатины ор. 137, написанные в марте 1816 года, являют собой один из немногих образцов скрипичной музыки в наследии композитора. Они отразили особый, поэтичный строй музыки мастера, песенность тематизма, идущую от основного жанра в его творчестве. Песенность проявляется в характере и строе мелодий каждой части. В Сонатине ля минор композитор, продолжая традиции венских классиков и даже используя в качестве одной из частей Менуэт, переосмысливает их, придавая каждой из четырех частей (Allegro moderato – Andante – Menuetto – Allegro) песенный оттенок. Этому во многом способствует художественное решение партии скрипки, где вокальное начало передается особенно выразительно.
В инструментальном наследии немецкого композитора Иоганнеса Брамса сонаты играют важную роль; композитор создавал сочинения для разных инструментов, в каждом случае привнося нечто новое в традиционный жанр. Три скрипичные сонаты — значительный шаг на этом пути, раскрывающий особенности замысла произведений как дуэта двух равноправных инструментов. Соната № 2, написанная композитором в 1886 году, принадлежит к числу наиболее исполняемых сочинений для скрипки. Для слушателей становятся очевидными подчеркнутая камерность звучания, где опора делается на песенность, проявляющуюся не только в характере тем, но и в певучести фактуры сочинения. Не случайно в одной из частей композитор использовал тему своей песни «Звучат нежней свирели». Первая часть (Allegro amabile) соединяет две разнохарактерные темы, приобретающие в процессе развития множество оттенков, в передаче которых на-равных участвуют оба инструмента. Вторая часть сопоставляет характерную для Брамса немецкую песенную тему–наигрыш (Andante tranquillo) и быструю, скерцозную тему–танец (Vivace), здесь действие переводится из сферы драматических переживаний в мир простых чувств и настроений. Но они возвращаются в третьей части, несмотря на ремарку композитора Allegro grazioso (quasi Andante), где преобладают мужественные и вдохновенные черты.
Прелюдии для фортепиано ор. 34 создавались Д.Д. Шостаковичем в период с 30 декабря 1932 по 2 марта 1933 года. Идея сочинения обуславливалась желанием композитора, с одной стороны, представить в рамках 24-частного цикла галерею разнообразных художественных образов и ситуаций, с другой — объединить их, вслед за Ф. Шопеном и А.Н. Скрябиным, традиционным тональным кругом, где любая пьеса вытекает из предыдущей и переходит в последующую. В каждой из 24 прелюдий композитор словно стремится передать пестроту жизненных впечатлений: нежное чувство, сарказм, драматическую сценку, для каждой находит свои приемы выразительности и жанровые модели. 19 прелюдий из цикла были переложены для скрипки и фортепиано выдающимся скрипачом, профессором Московской консерватории Д. М. Цыгановым. В сегодняшнем концерте прозвучать десять из них.
Соната для скрипки и фортепиано № 1 фа минор (ор. 80) была начата С. С. Прокофьевым в 1938 году, а завершена лишь в 1946 году. Прокофьев объяснил причину столь затянувшейся работы в письме к Н. Я. Мясковскому: «Я начал сонату уже давно, но никак не соберусь продолжить: трудно». Премьера сочинения состоялась в октябре 1946 года, и тогда Соната прозвучала в исполнении выдающихся музыкантов — Давида Ойстраха (ему посвятил свое сочинение Прокофьев) и Льва Оборина. Годы работы над произведением, совпавшие с событиями войны, закономерно отразились на содержании Сонаты: она поражает своей сосредоточенностью, подчас мрачностью и болью (исследователи отмечают в Сонате черты «эпитафии или прощания»), лишь иногда оттененной светлыми эпизодами, например, в третьей части. Масштабный четырехчастный цикл (1. Andante assai. 2. Allegro brusco. 3. Andante. 4. Allegrissimo) построен как развернутое эпическое повествование. Первая часть открывается звучанием в характере похоронного марша, в ней выделяются скрипичные пассажи, которые сам Прокофьев определил следующим образом: «это ветер гуляет по кладбищу». Вторая часть возникает как своего рода «демоническое скерцо», в музыкальной ткани которого просматриваются сарказм, ирония, подчас злоба. Третья часть — характерная для Прокофьева светлая и возвышенная, контрастирующая с мрачностью остальных частей. Торжественность финала разрушается периодически возвращающимися «кладбищенскими пассажами» скрипки, не давая ни на миг забыть об основных настроениях Сонаты. Прокофьев в работе с исполнителями объяснял, что Соната должна звучать так, «чтобы люди подскочили на своем месте и спросили: “А не сошли ли вы с ума?”». В 1947 году Прокофьеву за эту Сонату была присуждена Государственная (тогда Сталинская) премия СССР.

Проф. З.М. Гусейнова

Rules for visitors

1. Overclothes should be left at the cloakroom.

2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom.
Photography and filming are not permitted.

3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge.

4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes.

5. Children under 12 years are not admitted.

6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls.

7. The use of mobile phones during a concert is not permitted.

8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment.

9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House.

10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Ticket Offices

Artistic Director of St.Petersburg Music House:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin