П. Чайковский (1840-1893) «Времена года», 12 характеристических пьес для фортепиано ор.37bis
II partП. Чайковский. Большая соната ор.37
associate professorMiroslav Kultyshev (piano)
About the program of the concert
В концерте прозвучат фортепианные сочинения П. И. Чайковского, объединенные одним опусом 37. Известный фортепианный цикл «Времена года», состоящий из 12-ти характеристических картин, соответствующих 12-ти месяцам года, был заказан композитору в 1875 году издателем журнала «Нувеллист» Н. М. Бернардом, с которым сотрудничал Чайковский. Бернардом же были предложены и названия пьес, которые композитор ввел в цикл. При издании в журнале пьесам были также предпосланы поэтические эпиграфы.
Создавая свои цикл, Чайковский запечатлевал столь близкие его сердцу образы природы и поэтичные картинки. Пьесы не были рассчитаны на внешнюю эффектность и виртуозность, они, скорее, стремились раскрыть душевные переживания человека, сопричастного природе и тонко ее воспринимающего. Композитор в передаче образов природы и человеческих ощущений использует различные художественные приемы. В «Песне жаворонка», например, введены звукоподражательные форшлаги, передающие птичий щебет; образ цветка в «Подснежнике» передается легким вальсовым ритмом; тонкие колористические приемы призваны передать необычность состояния в пьесе «Белые ночи»; картинность «Баркаролы» создается почти зримыми звуковыми образами; элегичность «Осенней песни» словно раскрывает особую красоту золотой русской осени. Другая группа пьес — это яркие жанровые зарисовки, среди которых представлена буйная «Масленица», удалая «Песня косаря», энергичная «Жатва», динамичная «Охота». Картинность и в то же время высокая духовность звучания отмечается в пьесе «На тройке», а обрамляется цикл январской сценкой «У камелька» и праздничной картинкой «Святки».
1. "У камелька". Январь:
"И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела."
А.С.Пушкин.
2. "Масленица". Февраль:
"Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир."
П.А.Вяземский.
3. "Песнь жаворонка". Март:
"Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны"
А.Н.Майков.
4. "Подснежник". Апрель:
"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином..."
А.Н.Майков.
5. "Белые ночи". Май:
"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!"
А.А.Фет.
6. "Баркарола". Июнь:
"Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять"
А.Н.Плещеев.
7. "Песнь косаря". Июль:
"Раззудись, плечо! Размахнись рука!
Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!"
А.В.Кольцов.
8. "Жатва". Август:
"Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрыпит музыка."
А.В.Кольцов.
9. "Охота". Сентябрь:
"Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах."
А.С.Пушкин.
10. "Осенняя песнь". Октябрь:
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят..."
А.К.Толстой.
11. "На тройке". Ноябрь:
"Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши."
Н.А.Некрасов.
12. "Святки". Декабрь:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали."
В.А.Жуковский
Одно из немногих крупных фортепианных сочинений — Большая соната ор. 37 была написана П. И. Чайковским в 1878 году и посвящена немецкому пианисту Карлу Клиндворту, который в 1868-1881 годах был профессором по классу фортепиано в Московской консерватории, и с Чайковским его связывали профессиональные отношения. Клиндворт был автором переложений для фортепиано произведений русских композиторов, в том числе Испанских увертюр М. И. Глинки.
Соната не входила в число любимых композитором сочинений, несмотря на успешность ее приема исполнителями и публикой. В одном из писем к Н. Ф. фон Мекк Чайковский отмечал: «Соната моя, может быть, небезынтересна, но это во всяком случае одно из мало любимых мною детищ моих». Несмотря на это, Соната остается одним из наиболее значительных инструментальных сочинений: масштабная по форме, концертная по типу звучания, она раскрывает романтическое, во многом «шумановское» начало в творчестве Чайковского. Первая часть (Moderato e risoluto), словно продолжающая традиции любимого немецкого композитора, построена на контрасте мужественного, почти флорестановского образа главной партии и мечтательной лирики побочной партии. Вторая часть (Andante ma non troppo quasi moderatо) написана в трехчастной форме, где крайние части характеризуются Б. В. Асафьевым как «скорбная дума», как «стон и мольба о покое и забвении», а средняя выступает как элемент успокоения и просветленности. Скерцо, которое включено композитором в качестве третьей части (Allegro giocoso), оправдывает свое «шутливое» название, здесь композитор применяет остроумные ритмические приемы. Финал (Allegro vivace) — яркая инструментальная пьеса, засталяющая забыть о драматизме первых частей Сонаты. Строгость композиции и оправданность ее драматургического решения делают сочинение Чайковского одним из лучших образцов русской фортепианной сонаты.
Проф. З.М. Гусейнова
Rules for visitors
1. Overclothes should be left at the cloakroom. |
|
2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom. |
|
3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge. |
|
4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes. |
|
5. Children under 12 years are not admitted. |
|
6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls. |
|
7. The use of mobile phones during a concert is not permitted. |
|
8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment. |
|
9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House. |
|
10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Ticket Offices
Ticket offices:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin