С. Прокофьев (1891-1953).
Симфония-концерт для виолончели с оркестром ми минор ор.12
Nikolay Shugaev (cello)
II part
Д. Шостакович (1906-1975)
Концерт №1 для скрипки с оркестром ля минор ор.77
Anastasia Petrunina (violin)
С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр
Conductor Honoured Artist of Russia Alexander Polischuk
About the program of the concert
Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева (1891-1953) открыло одну из самых ярких страниц мировой музыкальной культуры ХХ века. Автор множества сочинений самых разнообразных жанров, создатель нового направления в музыке, Прокофьев оказал мощное влияние на искусство отечественных и зарубежных композиторов-современников. Симфония-концерт для виолончели с оркестром e-moll (op. 125) стала последним крупным произведением С.С. Прокофьева. Оно было закончено композитором в 1952 году. В основе сочинения лежит Концерт для виолончели с оркестром, создававшийся композитором в 1933-1938 годах, который Прокофьев в своей последней редакции коренным образом переработал. Давая ей название «Симфония-концерт», Прокофьев не только подчеркивал монументальность сочинения, значительную роль его оркестровой партии, но и подлинный драматизм, сближающий его с его симфониями № 5 и № 6. В течение всего времени создания Симфонии-концерта Прокофьев активно сотрудничал с М.Л. Ростроповичем, которому и посвятил свое сочинение. Знаменательной стала премьера Симфонии-концерта: произведение было исполнено 18 февраля 1852 года Московским молодежным оркестром под управлением Святослава Рихтера; солировал Мстислав Ростропович.
Сохраняя в своем сочинении трехчастную форму концерта, Прокофьев переосмыслил в нем соотношение традиционных частей: первая часть Andante выполняет функцию лирико-эпического вступления; во второй части Allegro guisto сосредоточен основной драматизм звучания, данная часть выделяется яркостью и богатством художественных образов; третья часть Andante con moto решена в жанровом ключе; она создана композитором как двойные вариации и построена на ярких контрастах. Партия солирующей виолончели выписана Прокофьевым с особым блеском и виртуозностью. Композитор поручает виолончели исполнение ведущих тем, давая ей возможность продемонстрировать и кантиленность, и драматическую монологичность, и энергичную моторику. Солирующий инструмент, несмотря на противостояние мощи оркестра, сохраняет лидирующее значение на протяжении всего сочинения.
Концерт для скрипки с оркестром № 1 (ля минор) был создан Д.Д. Шостаковичем (1906-1975) в 1948 году и посвящен выдающемуся скрипачу Давиду Ойстраху. Их дружба, зародившаяся в начале 1930-х годов и продолжавшаяся до последних дней виртуоза (он скончался в 1974 году), вдохновила Шостаковича на создание ряда произведений для скрипки, в том числе двух концертов.
Первый концерт отличается особой глубиной содержания и масштабностью формы. Композитор расширяет границы традиционного трехчастного концертного цикла, приближая Концерт к жанру монументальной симфонии. Не случайно сам Шостакович называл Первый скрипичный концерт «симфонией для скрипки соло и оркестра». Четыре части Концерта: I. Ноктюрн (Moderato), II. Скерцо (Allegro), III. Пассакалья (Andante), IV. Бурлеска (Allegro con brio) демонстрируют богатство образного содержания, представленного диапазоном настроений от лирического до трагического, а необычность формы (песенная первая часть, драматическая вторая, перемещение каденции солиста в третью часть) позволяют рассматривать его как уникальное явление в жанре концерта вообще. Композитор в определенный момент конкретизирует драматическую направленность сочинения, построив вторую часть на теме еврейской народной песни и усилив авторское начало, введя в текст Концерта свои музыкальные инициалы – тему D-eS-C-H (D. Sch.).
Проф. З.М. Гусейнова
Ticket Offices
Ticket offices:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin