15
october
Wednesday
19:00
2014
Ticket price:
250-300 руб.
Audience: 12+
Address:
Russia, St. Petersburg, Moika Embankment, 122
MapSitePhone:
+7 (812) 400-1-400
Billboard:афиша
Concert by St.Petersburg Music House
recital
I part

J.S.Bach - F. Busoni. Chaconne  from Partita №2 BWV1004
L. van Beethoven.  Piano Sonata №23 "Appasionata"  op.57

II part

M.Mussorgsky. Pictures at an Exhibition
M.Mussorgsky, arr. by A. Dubov.  Night on Bald Mountain
 

laureate of international competitions
Andrey Dubov (piano)

About the program of the concert

В творчестве выдающегося немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) жанр партиты (итальянское название сюиты) встречается довольно часто. Композитор и его современники использовали термин «партита» для обозначения инструментальных циклов разнообразного характера, в том числе и для скрипки соло. Партита обычно включает традиционные пять частей: Аллеманда (немецкий медленный танец), Куранта (французский спокойный танец), Сарабанда (испанский танец, с XVII века постепенно распространявшийся в Европе), Жига (быстрый народный танец кельтского происхождения), Чакона (испанский танец, исполняемый в быстром темпе в сопровождении пения и звуков кастаньет). Однако, Бах в Партите ре минор выходит далеко за пределы просто танцевальной сюиты, создавая инструментальный цикл, представленный разнохарактерными пьесами, объединенными сквозной музыкальной идеей. Особую популярность завоевала Чакона, часто исполняемая как самостоятельная концертная пьеса.
Соната для фортепиано № 23 фа минор, соч. 57, также известная как Аппассионата (итал. аppassionato - воодушевленно, страстно, живо) — одна из самых известных сонат Людвига ван Бетховена (1770-1827). Композитор закончил ее в 1806 году - в трудное для себя время, когда начал ощущать признаки прогрессирующей глухоты. Соната имеет посвящение графу Ф. фон Брунсвику, с которым Бетховен был дружен в то время. Название «Appassionata» соната получила уже после смерти композитора, оно было дано одним из ее издателей. Но «программность» сонаты ощутили уже первые слушатели, а на вопросы о содержании музыки Бетховен отвечал кратко: «Прочтите "Бурю" Шекспира».
Трехчастный цикл представляет собой как бы единое целое, и движение устремлено к финалу. Первая часть (Allegro assai), где все темы так ли иначе связаны с темой главной партии – самой «неожиданной» у Бетховена, построенной в начале на унисонном движении по тонам минорного трезвучия. Неожиданна и вторая тема – побочная партия, где слышны интонации, близкие французским революционным песням. Вторая часть Аппассионаты характеризуется большей глубиной, философским размышлением. Она решена композитором как Andante (Andante con moto) в форме вариаций, где спокойная тема хорально-гимнического типа развивается в четырех вариациях. Финал относится к числу самых трагичных у Бетховена. Предельно драматичный (Allegro ma non troppo – Presto), он вторгается attacca, то есть сразу после второй части, неся в себя безостановочный поток волн пассажей и передавая бурю душевных страстей.
Фортепианный цикл «Картинки с выставки» был написан Модестом Петровичем Мусоргским в 1874 году в память о друге, архитекторе и художнике Викторе Гартмане. Цикл построен композитором как программная сюита из 10 пьес, перемежающихся интермедиями. В ней сочетаются картинки из реальной жизни и сказочной фантастики с образами из далекого прошлого. Каждой пьесе Мусоргский дает название и все пьесы связывает между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей переход от картины к картине. Такое построение сюиты - единственное в классической музыке.
Прогулка. Тема из этой пьесы, близкая по характеру русским народным напевам, проводится на протяжении сюиты несколько раз. В ней Мусоргский словно изобразил самого себя, переходящего от картины к картине. Он писал В.В. Стасову: «Моя физиономия в интермедиях видна».
1. Гном. На рисунке Гартмана была нарисована елочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик») в виде карлика на кривых ножках. Этот характер и передает композитор своей музыкой.
2. Старый замок. По воспоминаниям Стасова, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур с лютней.
3. Тюильрийский сад. Ссора детей после игры. Стасов писал, что на рисунке была изображена аллея сада парижского дворца Тюильри «со множеством детей и нянек».
4. Быдло. В письме к Стасову Мусоргский назвал эту пьесу «Sandomirzsko bydlo» (польск. «Сандомирский скот»). Пьеса изображает, по примечанию Стасова, польскую телегу на огромных колесах, запряженную волами.
5. Балет невылупившихся птенцов. Прототипом пьесы послужили эскизы В.Гартмана к костюмам для балета Ю. Гербера «Трильби», поставленного выдающимся хореографом М. Петипа в 1871 году.
6. «Самуэль» Гольденберг и «Шмуйле». Гартман когда-то подарил Мусоргскому два своих рисунка — «Еврей в меховой шапке» и «Бедный еврей. Сандомир», сделанных в 1868 году в Сандомире и которые композитор тоже включил в свою галерею. В изданиях сейчас пьеса обычно называется «Два еврея, богатый и бедный».
7. Лимож. Рынок. (Большая новость). В нотной рукописи этой пьесы Мусоргский первоначально сделал по-французски забавные пометки о том, какие сплетни можно было услышать на рынке.
8. Катакомбы. Римская гробница. На картине Гартман изобразил себя с другом и проводника с фонарем в руке в римских катакомбах в Париже.
С мертвыми на мертвом языке. Из «Катакомб» появляется минорная вариация «Прогулки», в которой автор словно разговаривает с духом Гартмана.
9. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга). У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Но Мусоргский изобразил контрастный образ Бабы-Яги. Он создал мощную драматическую картину «нечистой силы».
10. Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве). Эта часть сюиты посвящена эскизу Гартмана, выполненному к его архитектурному проекту киевских городских ворот. Пьеса служит финалом цикла – яркой, мощной картиной народного торжества
Программная симфоническая картина-фантазия «Иванова ночь на Лысой горе» - одно одно из немногих оркестровых сочинений Модеста Петровича Мусоргского, написанное в 1867 году. Композитор сам обозначил содержание музыкальной картины, последовательность ее разделов: 1. Сбор ведьм, их толки и сплетни. 2. Поезд Сатаны. 3. Поганая слава Сатане. 4. Шабаш.
В письмах Мусоргский отмечал: «Иванова ночь на Лысой горе» — вещица крещеная. Насколько меня память не надувает, ведьмы собирались на эту гору, сплетничали, шашничали и поджидали набольшего — Satan. По его приезде, они, то есть ведьмы, образовали круг около трона, на котором восседал, в виде козлища, набольший, и воспевали ему славу. Когда сатана достаточно в ярость приходил от ведовской славы, то открывал своим приказом шабаш... Так я и сделал... Форма и характер моего сочинения российски и самобытны. Тон его горячий и беспорядочный. В сущности, шабаш начинается с появления бесенят, потому что поганая слава входила по сказаниям в состав шабаша, но я назвал (в содержании) эпизоды отдельно для большей легкости запечатления музыкальной формы, так как она нова. Иванову Ночь я написал очень скоро, прямо набело в партитуре, писал я ее около 12-ти дней. За Ивановой ночью ночь не спал и окончил работу как раз в канун Иванова дня,— так и кипело что-то во мне, просто не знал, что со мной творится, то есть знал, да этого не нужно знать, а то зазнаешься.
В Шабаше я сделал оркестр разбросанным раз¬личными партиями, что будет легко воспринять слу¬шателю, так как колориты духовых и струнных со¬ставляют довольно ощутительные контрасты. Думаю, что характер Шабаша именно таков, то есть разбросанный в постоянной перекличке, до окончатель¬ного переплетения всей ведовской сволочи; так, по крайней мере, Шабаш носился в моем воображении».

Проф. З.М. Гусейнова

Rules for visitors

1. Overclothes should be left at the cloakroom.

2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom.
Photography and filming are not permitted.

3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge.

4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes.

5. Children under 12 years are not admitted.

6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls.

7. The use of mobile phones during a concert is not permitted.

8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment.

9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House.

10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Ticket Offices

Artistic Director of St.Petersburg Music House:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin
Андрей Дубов