Ф. Лист (1811-1886) Венгерская рапсодия №2
Б. Барток (1881-1945) Концерт для альта с оркестром ор.posth
Moderato - Adagio religioso - Allegro vivace
Anastasia Agapova (viola)
II part
В.- А. Моцарт (1756-1791) Концерт №24 для фортепиано с оркестром до-минор
Allegro – Larghetto – Allegretto
Andrey Shesterikov (piano)
About the program of the concert
Жанр рапсодии – музыкального произведения, написанного в свободной форме на фольклорные темы и построенного как чередование нескольких контрастных эпизодов, получил свое высшее выражение в творчестве выдающегося венгерского композитора, пианиста и дирижера Ференца Листа (1811-1886). 19 Венгерских рапсодий композитора ставили своей основной задачей передать красоту венгерских подлинных фольклорных мелодий. В одном из писем Ф. Лист писал о народных мелодиях: «Какой чудный, волшебный калейдоскоп из печали, обездоленности, душевной глубины, избытка чувств, задора, изящества, мечтательности, серьезности, кокетства, тоски и горя. Я и задался целью передать глубинную, проникновенную, величественную и свободную, устремленную ввысь поэзию нашей национальной музыки». Первая Венгерская рапсодия была создана им в 1851 году, последняя — в 1885.
Для Листа работа в жанре рапсодии была связана с желанием написать блестящую концертную фантазию для фортепиано на основе фольклорных тем. Стиль «вербункош», на который опирался композитор, предполагал создание сочинений в импровизационной манере, отражающих богатую ритмику и ладовое своеобразие народной музыки. Большинство рапсодий строится на сопоставлении двух контрастных элементов – медленного танца-шествия и темпераментного чардаша. Рапсодия № 2 относится к числу самых известных сочинений композитора. Уже в кратком, торжественном вступлении подготавливается основной образный ряд сочинения. Его первый раздел с медленной темой («лашан») переходит во вторую, танцевальную тему («фришка»), сопровождаемую легкими форшлагами, имитирующими игру на народных инструментах. На этих темах Лист разворачивает яркую фольклорную картину народного праздника, где господствуют юмор, темпераментные сценки, драматические эпизоды. Постоянное ускорение создает ощущение вихря, передающего стихию народного праздника. Уже после смерти Листа были сделаны многочисленные переложения Рапсодии, в том числе и для оркестра, которое прозвучит в концерте.
С творчеством венгерского композитора Белы Бартока (1881–1945) связана целая эпоха в развитии национальной культуры его страны и одна из неповторимых страниц европейской музыки. Самобытный и яркий художник, Барток, подобно русским композиторам И.Ф. Стравинскому и С. С. Прокофьеву, смело нарушал устоявшиеся традиции, бесконечно расширял образный и жанровый строй сочинений, выдвигая новаторские художественные решения. Наряду с занятиями композицией, он много времени уделял собиранию и изучению венгерского фольклора, создав новое направление в европейской фольклористике. Народное искусство стало и мощной основой его творений, сделав тем самым венгерские фольклорные песни и танцы общезначимым музыкальным элементом. Обращаясь преимущественно к инструментальным жанрам, Барток написал ряд самобытных музыкальных композиций, открывающих возможность по–новому воспринимать традиционные инструменты.
Всю жизнь тесно связанный с Родиной, Барток в 1940 году вынужден был эмигрировать в США, где и умер в 1945 году, оставив незаконченными ряд сочинений. К ним относится Концерт для альта с оркестром, завершенный по авторским рукописям другом и учеником, американо-венгерским альтистом и композитором Тибором Шерли, неотлучно находившимся рядом с Бартоком до конца его дней.
Сочинение решено Бартоком в «строгом стиле», его звучание лаконично, лишено броской концертности. Оркестр характеризуется скромным применением медных и ударных инструментаов, солирующий альт безусловно господствует на протяжении всего сочинения. Три части (1. Moderato. 2. Adagio religioso. 3. Allegro vivace) следуют без перерыва, создавая в Концерте ощущение поэмности. В первых двух частях — неторопливо развертывающемся Moderato и наполненном религиозным чувством Adagio — преобладают светлые, возвышенные чувства, сменяющиеся в финале стихией народной венгерской пляски с характерными нотками юмора.
В фортепианном наследии Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) жанр концерта представлен многими произведениями. В этих сочинениях были закреплены черты классического концерта, сохранившиеся затем у многих композиторов. Концерт № 24 ре минор был написан Моцартом в 1786 году. Исполненный тогда же, он был с восторгом принят слушателями, и его вторая часть была даже исполнена «на бис». Концерт принадлежит к числу остро драматических сочинений Моцарта, в нем использованы яркие средства музыкальной выразительности, значительный состав оркестра. Уже открывающая Концерт первая тема (главная партия) с ее хроматизмами, большими скачками, острым ритмом содержит значительные возможности для многочисленных драматических преобразований в дальнейшем. Лирические эпизоды лишь ненадолго уводят слушателя от грозовой атмосферы темы. Моцарт не оставил традиционной каденции, хотя некоторые композиторы (Брамс, Бузони) впоследствии создавали свои каденции к первой части.
Вторая часть (Larghetto) – образец по-моцартовски тонкой, изящной лирики, где особенно выделяется выразительный, звучащий у солиста, мотив в коде. Эта часть в определенной мере призвана уравновесить драматический накал первой части Концерта. Финал произведения (Allegretto) решен Моцартом не как традиционное рондо, а как цикл вариаций, в основу которого автор положил активную тему маршевого склада. Моцарт достигает небывалого уровня развития темы, превращая финал в фантастическое скерцо, логично завершающее Концерт.
Проф. З.М. Гусейнова
Ticket Offices
Ticket offices:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin