17
december
Wednesday
19:00
2014
Ticket price:
250-300
Audience: 12+
Address:
Russia, St. Petersburg, Moika Embankment, 122
MapSitePhone:
+7 (812) 400-1-400
Billboard:
Concert by St.Petersburg Music House
chamber concert
Рождественский концерт
I part

М. Глинка (1804-1857). Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин»
П. Чайковский (1840-1893). Благословляю Вас, леса
П. Чайковский (1840-1893). Ни слова, о друг мой
А. Даргомыжский (1813-1869). Титулярный советник
А. Даргомыжский (1813-1869). Мельник

laureate of international competitions
Юрий Евчук (bass)

А. Рубинштейн (1829-1894). Ночь
П. Чайковский (1840-1893). Ария Иоланты из оперы «Иоланта»
П. Чайковский (1840-1893). Он так меня любил
Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908). Ария Оксаны из оперы «Ночь перед Рождеством»

дипломант международных конкурсов
Наталья Димова (soprano)

В.А. Моцарт (1756-1791). Ария Дона Оттавио из оперы «Дон Жуан»
Г. Доницетти (1797-1848). Романс Неморино из оперы «Любовный напиток»
М. Глинка (1804-1857). Я помню чудное мгновенье
П. Чайковский (1840-1893). Средь шумного бала
П. Чайковский (1840-1893). Хотел бы в единое слово

laureate of international competitions
Евгений Ахмедов (tenor)
II part

В.А. Моцарт (1756-1791). Ария Зарастро из оперы «Волшебная флейта»
Дж. Верди (1813-1901). Ария короля Филиппа из оперы «Дон Карлос»
Дж. Россини (1792-1868). Ария Дона Базилио из оперы «Севильский цирюльник»
Украинская народная песня. Ой, ты дивчино
Украинская народная песня. Нiчь, яка мiсячна

laureate of international competitions
Юрий Евчук (bass)

Дж. Пуччини (1858-1924). Ария Мими из оперы «Богема»
Дж. Пуччини (1856-1924). Ария Тоски из оперы «Тоска»
Русская народная песня. Помнишь ли меня, мой свет
П. Чайковский (1840-1893). День ли царит

дипломант международных конкурсов
Наталья Димова (soprano)

П. Чайковский (1840-1893). Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Дж. Верди (1813-1901). Ария Альфреда из оперы «Травиата»
Дж. Россини (1792-1868). Неаполитанская тарантелла
Р. Леонкавалло (1857-1919). Рассвет

laureate of international competitions
Евгений Ахмедов (tenor)
piano – laureate of international competitions Anatolii Kuznetsov

About the program of the concert

Русская вокальная музыка представляет собой одно из самых заметных явлений в истории европейской культуры. Сформировавшись в начале 19 века, она в течение одного столетия прошла значительный путь развития. Каждый русский композитор, обращаясь в своем творчестве к камерно–вокальным и оперным жанрам, формировал в рамках традиции новое направление, в результате возникали сочинения, сочетавшие особенности русских профессиональных и фольклорных образцов, европейской вокальной и инструментальной музыки. Соединенные с прекрасными творениями русской поэзии, вокальные сочинения подчеркивают глубину их содержания, выявляют скрытые линии, преподносят высокое слово в его новом, музыкальном осмыслении.
При этом на всех этапах развития вокальной музыки в России народные песни, в первую очередь русские и украинские, активно использовались композиторами, видевшими в них истинный источник народной образности и мелодичности. Композиторы не только цитировали подлинные напевы, но и создавали собственные музыкальные произведения — камерные и театральные — в стиле фольклорных, как это происходило в сочинениях Н. А. Римского–Корсакова, связанных с украинской традицией, в том числе, в опере «Ночь перед Рождеством».
Эти традиции были заложены уже в творчестве М. И. Глинки, романсы которого привлекают прежде всего своей особой мелодичностью. Композитору удалось создать гибкий, выразительный тематизм, в котором русская песенность отчетливо соединена с итальянской кантиленой, элегичность высказывания (романс «Я помню чудное мгновенье») с оперной театральностью. Потому и арии из опер Глинки, в том числе из «Жизни за царя» при всей их национальной отчетливости воспринимаются как лучшие образцы общеевропейского искусства.
Продолжатель глинкинских традиций А. С. Даргомыжский обозначил новое направление в вокальном жанре, создав тип харáктерной песни, в которой стремился передать выразительную музыкальную речь представителей разных социальных слоев. Его «Мельник» и «Титулярный советник» воспринимаются как меткие, образные зарисовки, смешные и печальные одновременно.
Даже если композиторы не рассматривали романсы как основную линию своего творчества, сочинения данного жанра неизменно появлялись на определенном этапе их творчества, по сути, обнаруживая потребность автора в собственном лирическом высказывании. С этим мы соприкасаемся в творчестве А. Г. Рубинштейна, известного в первую очередь своими театральными и инструментальными сочинениями. Незначительное по объему, но выразительное романсовое наследие композитора открывает новую грань облика выдающегося музыканта. Романсы писали также композиторы–дилетанты, имена которых, например, Б. С. Шереметева зачастую оставались известными в истории, только благодаря отдельным камерным сочинениям.
Пожалуй, самые большие достижения в русской вокальной музыке связаны с именем П. И. Чайковского, каждый романс или ария которого сразу приобретали почти легендарную известность. Богатое лирико-мелодическое дарование композитора, способность по особому слышать и воплощать поэтическое слово, умение создавать объемную, совершенную музыкальную форму и, главное, передавать глубокие человеческие чувства, окрашенные личным переживанием — все это сделало вокальные творения композитора лучшими образцами своего жанра. Написанные на стихи разных поэтов, романсы и арии из опер раскрывают Чайковского как «выдающегося мастера вокального рисунка и художника мелодии» (Б. В. Асафьев).
Европейская музыка представлена в концерте преимущественно номерами из опер 18–19 столетий — австрийской (Моцарт) и итальянской (Россини, Верди и др.). В наследии В. А. Моцарта оперы занимают особое место, не случайно он писал: «Я завидую всем, кто пишет оперы. Я готов плакать, когда слышу оперную арию… Желание писать оперы – моя idеé fixe». «Дон Жуана» и «Волшебную флейту» называют среди самых известных сочинений композитора. Образ Дона Оттавио — антипода Дон Жуана — раскрыт композитором не менее выразительно, чем образ главного героя, ария же мудрого волшебника Зарастро из последней, волшебной оперы Моцарта раскрывает очень важную для композитора идею просвещенного монарха.
Искрометное веселье музыки Дж. Россини блистательно проявляется в его самой известной опере «Севильский цирюльник», ария же Дона Базилио и в наши дни рассматривается как поразительный образец воплощения комического в музыке. Итальянское народное искусство, питавшее творчество композитора, обрело под его пером новые черты, превратившись в знаменитой «Неаполитанской тарантелле» из бытового танца в виртуозную вокальную пьесу. Очень выразительны и по-итальянски эмоциональны фрагмент из оперы Г. Доницетти «Любовный напиток» и песня Р. Леонкавалло «Рассвет».
Имя Дж. Верди, определившего пути развития итальянской оперы в 19 веке и создавшего выдающиеся сочинения мирового уровня, всегда ассоциируется у слушателей с мастерством в раскрытии ярких художественных образов, передаче сценических ситуаций, создании великолепных образцов итальянского оперного мелоса. Драматические эпизоды из опер «Дон Карлос» и «Травиата» принадлежат к числу самых поразительных оперных арий композитора. Итальянскую традицию развивает в своем творчестве и Дж. Пуччини, не случайно его называют «последним великим мастером итальянского bel canto». Врожденная театральность, желание показать на сцене сильные характеры и чувства, мелодраматичные ситуации определили специфический язык Пуччини, где мелодика сочетается с речитативом, обнажая контрастные состояния каждого из героев.

 Проф.З.М. Гусейнова
 

Rules for visitors

1. Overclothes should be left at the cloakroom.

2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom.
Photography and filming are not permitted.

3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge.

4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes.

5. Children under 12 years are not admitted.

6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls.

7. The use of mobile phones during a concert is not permitted.

8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment.

9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House.

10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Ticket Offices

Artistic Director of St.Petersburg Music House:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin