18
march
Wednesday
19:00
2015
Ticket price:
300-350 рублей
Buy online
Audience: 12+
Address:
Russia, St. Petersburg, Moika Embankment, 122
MapSitePhone:
+7 (812) 400-1-400
Billboard:
Concert by St.Petersburg Music House
piano recital
К 100-летию С.Рихтера
I part

В.А.Моцарт (1756-1791). Соната № 14 до минор KV457

laureate of international competitions
Nikolai Pestov (piano)

Л. ван Бетховен (1770-1827). Соната №8 для фортепиано "Патетическая"

laureate of international competitions
Anna Grot (piano)

Ф.Шопен (1810-1849). Ноктюрн  до минор ор.48 №1
Ф.Шопен (1810-1849). Мазурка ля минор ор.17 №4

laureate of international competitions
Vladislav Fedorov (piano)
II part

П.Чайковский (1840-1893). "Думка" ор.59

laureate of international competitions
Anna Grot (piano)

Ф.Лист (1811-1886). Мефисто - вальс

laureate of international competitions
Vladislav Fedorov (piano)

Ф.Лист (1811-1886). "Кампанелла"

laureate of international competitions
Anna Grot (piano)

Ф.Лист (1811-1886). Венгерская Рапсодия № 12 до диез минор

laureate of international competitions
Nikolai Pestov (piano)

Выступление - результат участия солистов
в конкурсе концертных программ.

About the program of the concert

Святослав Теофилович Рихтер (1915-1997) — один из самых выдающихся пианистов ХХ века. С 1937 года он учился в Московской консерватории в классе Г. Г. Нейгауза. Будучи студентом, Рихтер начал активную концертную деятельность, принимал участие в исполнительских конкурсах. Д. Д. Шостакович говорил о нем как об "экстраординарном явлении". В 1960 году Рихтер выступил с концертами в Хельсинки, Чикаго и Нью-Йорке, сразу обозначив свой статус выдающегося пианиста-виртуоза мирового уровня, обладающего ярким исполнительским стилем и масштабным репертуаром, включавшим практически всю фортепианную литературу.
В 1989 году при участии Рихтера в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве стал проводиться фестиваль «Декабрьские вечера», в рамках которого осуществлялась мечта музыканта о синтезе искусств. Тонко чувствующий живопись и создававший прекрасные акварели, Рихтер в концертном зале Музея открывал новые возможности в передаче художественного и звукового пространства.
На протяжении жизни Рихтер много гастролировал в странах мира, но самым значительным своим турне считал концертную поездку по России в 1986 году, когда он, путешествуя на поезде от Москвы до Владивостока, давал по дороге концерты, даже в небольших городах. Последний раз на концертной эстраде Рихтер выступил в Любеке (Германия) в марте 1995 года. 

О программе концерта

Фортепианные (клавирные) сочинения великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта составляют значительную часть его наследия. Хотя количество фортепианных сонат в целом невелико (всего 19), каждая из них до настоящего времени сохраняет свое значение как высочайшее творение человеческого духа. Среди сочинений выделяется Соната до минор, созданная в последний период творчества (в 1784 году) и ставшая высшим достижением композитора в жанре сонаты в целом. По содержанию она опережает свое время, предвещая в определенной мере патетические страницы сочинений Бетховена. Первая часть (Allegro molto), исполненная драматизма и вдохновения, по звучанию приближается к симфоническим Allegro Моцарта. Вторая, медленная часть сонаты (Adagio) – изысканная и утонченная, решена в стиле фортепианных фантазий композитора, в том числе и знаменитой Фантазии до минор. Завершает сонатный цикл масштабный финал сонаты (Molto allegro) – многотемный, драматичный, где действенным приемом в изложении музыкальной речи становятся ее внезапные перерывы – остановки, после которых следует динамичное продолжение.
Одно из самых известных своих фортепианных творений — Сонату № 8 до-минор для фортепиано Людвиг ван Бетховен закончил в 1799 году, назвав ее «Большая патетическая соната». Значительность и масштабность, свойственные в равной степени содержанию и форме сочинения, обусловили внимание к ней всех пианистов мира на протяжении двух столетий. По словам русского критика А. Д. Улыбышева, Патетическая соната — «шедевр с начала до конца; шедевр вкуса, мелодии и выражения». Бетховен посвятил Сонату князю Карлу фон Лихновскому — ученику Моцарта и своему покровителю. Первая часть (Grave. Allegro di molto e con brio) начинается медленным «патетическим» вступлением, обусловившим общий характер и название произведения. Следующее затем Allegro соединяет стремительность и драматизм темы главной партии и романтическое звучание побочной. Вторая часть (Adagio cantabile) — традиционный лирический центр — поражает удивительной певучестью, вплетаемой в хоральность фактурного изложения. Третья часть (Rondo, Allegro) привносит в общий характер сочинения новые оттенки: драматическое в целом звучание лишено патетики первой части, но сохраняет ее скрытую энергию и пафос.
Две пьесы Фредерика ШопенаНоктюрн до минор и Мазурка ля минор — входят в число самых известных лирических миниатюр великого музыканта. Ноктюрн ор. 48 № 1 был создан в 1841 году и посвящен ученице композитора - «а Mademoiselle Laure Duperre». Он стал одним из самых необычных произведений в данном жанре: мягкая, лирическая «ночная песня» (так переводится слово «ноктюрн») уступает место медленному шествию, возникающему из-за введения в аккомпанементе с самого начала элемента маршеобразности. Рождающаяся на этом фоне тема – сначала кроткая, слабая, но постепенно приобретающая все более драматичный оттенок – придает всей пьесе характер, сильно отдаляющий ее от первоначального содержания; из салонной пьесы ноктюрн превращается в эмоционально насыщенную звуковую картину, трагичность и безысходность которой блистательно передана в завершающих тактах. К жанру мазурки Шопен обращался чаще всего, создав около 60-ти произведений; не случайно последним сочинением композитора стала именно мазурка. К тому же элементы этого польского танца часто проникают в другие сочинения Шопена, как бы «просвечивая» сквозь музыкальную ткань. Мазурка стала для композитора символом Родины, ее обобщенным образом. По сравнению с остальными сочинениям Шопена мазурки более скромны, в них почти нет виртуозного блеска, здесь на первый план выходит утонченность, одухотворенность, изящество.
Создание фортепианной «Думки» обусловлено в творчестве П. И. Чайковского (несмотря на название и тем более подзаголовок сочинения «Русская сельская сцена») заказом пьесы композитору в 1886 году парижского издателя Ф. Макара и посвящением ее французскому пианисту Антуану Франсуа Мармонтелю. Жанр думки, идущий от украинской народной песенности, связанной обычно с передачей горестных размышлений, под пером Чайковского обрел черты рапсодичности (не случайно композитор называл пьесу «рапсодией)» — свободной фантазии на разнохарактерные фольклорные темы.
Жанр рапсодии – музыкального произведения, написанного в свободной форме на фольклорные темы и построенного как чередование нескольких контрастных эпизодов, получил свое высшее выражение в творчестве выдающегося венгерского композитора, пианиста и дирижера Ференца Листа (1811-1886). 19 Венгерских рапсодий композитора ставили основной задачей передать красоту венгерских подлинных фольклорных тем. В одном из писем Ф. Лист писал о народных мелодиях: «Какой чудный, волшебный калейдоскоп из печали, обездоленности, душевной глубины, избытка чувств, задора, изящества, мечтательности, серьезности, кокетства, тоски и горя. Я и задался целью передать глубинную, проникновенную, величественную и свободную, устремленную ввысь поэзию нашей национальной музыки». Первая Венгерская рапсодия была создана им в 1851 году, последняя — в 1885.
Для Листа работа в жанре рапсодии была связана с желанием написать блестящую концертную фантазию для фортепиано. Стиль «вербункош», на который опирался композитор, предполагал создание сочинений в импровизационной манере, отражающих богатую ритмику и ладовое своеобразие народной музыки. Большинство рапсодий строится на сопоставлении двух контрастных элементов – медленного танца-шествия и темпераментного чардаша. Этот принцип блестяще проявляется в Рапсодии № 12 cis-moll. Она открывается медленным вступлением, торжественная тема которого будет многократно встречаться далее. Важную роль играет цыганская тема, переводящая звучание в сферу активного действия, то нарастающего в своей стремительности и виртуозном блеске, то сменяющегося мягкими, лирическими эпизодами. Лишь в конце возвращается начальное Адажио, словно обрамляющее сочинение. Свою Рапсодию Лист посвятил известному венгерскому скрипачу Йозефу Иоахиму.
«Кампанеллой» у Ференца Листа называют третий этюд из опуса «Шесть трансцендентных этюдов по Паганини», написанного в 1838-1840 годах. Лист восхищался игрой выдающегося итальянского виртуоза, открывшего новые горизонты романтического исполнительства. Трансцендентный — то есть недоступный познанию, непостижимый для человеческого разума — характеризует в данном случае высшую виртуозность. В цикле Листа каждый этюд, основанный на темах знаменитых каприсов Паганини, формирует новые критерии пианистического мастерства. «Кампанелла» (от итальянского campanella — колокольчик) Листа написана на тему финала Скрипичного концерта № 2 Н. Паганини, здесь средствами фортепиано он передает всю нежность и мощь оркестрового звучания.
Образы Мефистофеля и Фауста ярко представлены в творческом наследии Ференца Листа. Среди сочинений, посвященных этой теме, выделяются его «Фауст-симфония», Фортепианная соната си минор и три «Мефисто-вальса». Первый из них, написанный автором в 1860-х годах, первоначально создавался как оркестровая пьеса и образовывал вторую часть оркестрового диптиха «Два эпизода из “Фауста” Ленау» (Николаус Ленау – австрийский поэт-романтик первой половины XIX века). Первая часть — «Ночное шествие», не привлекла внимание слушателей, зато вторая часть «Танец в деревенском кабачке» («Мефисто-вальс») стала одним из самых известных в творчестве композитора, особенно в авторской фортепианной версии. В программе пьесы соединены два стихотворных фрагмента. Сначала слышен диалог Мефистофеля и Фауста у окна деревенского кабачка, где проходит веселая пирушка. Затем представлена сцена, где Фауст очарован местной девушкой. Мефистофель отбирает скрипку у деревенского музыканта, начинает играть — и все пускаются в пляс. Фауст, танцуя, увлекает за собой девушку. Звуки дьявольской скрипки преследуют их и в саду, и на лугу, и в лесу... Но музыка «Мефисто-вальса» не является иллюстрацией литературной программы, она рождается как самостоятельная, по театральному образная музыкальная сцена, способная передать не столько события, сколько их психологический и художественный смысл.
 
Проф. З.М. Гусейнова
 

Rules for visitors

1. Overclothes should be left at the cloakroom.

2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom.
Photography and filming are not permitted.

3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge.

4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes.

5. Children under 12 years are not admitted.

6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls.

7. The use of mobile phones during a concert is not permitted.

8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment.

9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House.

10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Ticket Offices

Artistic Director of St.Petersburg Music House:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin