Ф. Шопен (1810-1849) Соната для фортепиано и виолончели g-moll ор.65
И. Стравинский (1882-1971) Итальянская сюита для виолончели и фортепиано (1932)
Sergey Roldugin (cello)
associate professor
Miroslav Kultyshev (piano)
II part
М. Равель (1835-1937) "Отражения" (1905)
Ночные видения
Печальные птицы
Лодка среди океана
Альборада
Долина звонов
А. Скрябин (1871-1915) Вальс ор.38 (1903)
Miroslav Kultyshev (piano)
About the program of the concert
Имя выдающегося польского композитора и пианиста Фридерика Шопена (1810-1849) навсегда связано с фортепиано, для которого им написано подавляющее большинство произведений. Вместе с тем, наследие композитора включает и сочинения для других инструментов, среди которых - произведения для виолончели с фортепиано. Обращение к ним было обусловлено дружбой Шопена с известным французским виолончелистом Огюстом Франшоммом. Именно для Франшомма были написаны и ему же посвящены некоторые сочинения, среди которых – Соната для виолончели и фортепиано соль минор, созданная Шопеном незадолго до смерти. Композитор сохраняет в своем сочинении четырехчастное строение (I. Allegro moderato. II. Scherzo. III. Largo. IV. Finale. Allegro), решая сонату в характерном для него драматическом ключе. «Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен», как говорил о композиторе Святослав Рихтер, в Сонате для виолончели проявляет себя в полной мере. Любимое фортепиано сохраняет здесь значимую роль, но при этом дополняется волшебным звучанием виолончели – то драматически грозным, то романтически взволнованным, то бесконечно лиричным.
В 1920 году И.Ф. Стравинский (1882-1971) пишет «Пульчинеллу» - одноактный балет с пением, используя при этом музыку итальянского композитора XVIII века Дж. Перголези и его современников. Балет «Пульчинелла» стал первым опытом Стравинского в стиле неоклассицизма. Здесь композитор переосмысливает традиционные жанры и стилевые черты итальянского классицизма, трактуя их с точки зрения композитора ХХ века. Либретто по мотивам неаполитанской сказки было выполнено известным балетмейстером Л. Мясиным, оформлял спектакль П. Пикассо. В 1932 году композитор в сотрудничестве с выдающимся виолончелистом Григорием Пятигорским создал на основе балета концертное сочинение для виолончели и фортепиано, назвав его «Итальянская сюита». В него вошли самые красочные эпизоды балета: 1. театрально-яркая Интродукция, 2. Задумчивая, лирическая Серенада, 3. пародийно-гротескная Ария, 4. бойкая Тарантелла, 5. стилизованный Менуэт и феерический Финал. Стравинский использовал все художественные и технические возможности виолончели как солирующего инструмента, во многом придав его звучанию яркую театральность.
Выдающийся французский композитор, представитель импрессионизма Морис Равель (1875—1937) создал целый ряд произведений, воссоздающих особый образный и звуковой мир художников этого направления. Природа с ее многогранностью, бескрайностью, бесконечностью нюансов дает человеку возможность погрузиться в необычный для мир, по-новому воспринимая привычную действительность. Это слышание композитор с особой силой передает в фортепианных произведениях, среди которых – сборник «Отражения», написанный в 1905 году. Пять его пьес — «Ночные видения», «Печальные птицы», «Лодка среди океана», «Альборада», «Долина звонов» — представляют собой яркие самостоятельные сочинения. Четыре из них решены как музыкальные картины природы, а пьеса «Альборада» (утренняя песня испанских пастухов в честь восходящего солнца), представлена Равелем как жанровая сценка. В «Отражениях» композитор во многом впервые открывает ряд выразительных средств, которые станут характерными для музыкального импрессионизма. Это техника тончайшей фортепианной фактуры («Ночные видения»); музыкальная многопластовость («Печальные птицы»); насыщенная гармония и блестящие фигурации, передающие столь любимые импрессионистами образы воды («Лодка среди океана»); имитация звуков гитары и кастаньет в танце, чередующемся с напевными, почти вокальными фразами («Альборада»); передача колокольного перезвона, словно растворяющегося в природе («Долина звонов»). Из всех пьес сборника особое распространение получила «Альборада», позднее блестяще оркестрованная композитором.
В своем творчестве А.Н. Скрябин (1871—1915) довольно часто обращался к жанру вальса, но рассматривал его не как бытовую танцевальную пьесу, а как лирическую фортепианную фантазию на тему вальса. Эти черты свойственны и одной из самых известных пьес композитора – Вальсу ор. 38, написанному в 1903 году. Сохраняя традиционную трехдольность, Скрябин настолько преобразовал ее, создав конфликтные ритмические последования, что вальс обрел вдохновенность и полетность, отличающие в творчестве композитора жанры поэмы и прелюдии. При этом композитор, однако, сохранил главное, что характеризует вальс — его лиричность и возвышенность.
Проф. З.М. Гусейнова
Rules for visitors
1. Overclothes should be left at the cloakroom. |
|
2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom. |
|
3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge. |
|
4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes. |
|
5. Children under 12 years are not admitted. |
|
6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls. |
|
7. The use of mobile phones during a concert is not permitted. |
|
8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment. |
|
9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House. |
|
10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Ticket Offices
Ticket offices:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin