Дж. Валентини (1681-1753) Соната для виолончели и фортепиано ми мажор
И. С. Бах (1685-1750) Сюита №4 для виолончели соло ми бемоль мажор
Р. Шуман (1810-1856) Адажио и Аллегро для виолончели и фортепиано
М. Регер (1873-1916) Прелюдия из Сюиты для виолончели соло ре минор, op.131
Ю. Шапорин (1887-1966) Скерцо из цикла «Пять пьес для виолончели и фортепиано» ор.25
Vasiliy Stepanov (cello)
piano laureate of international competitions Liudmila Nabok
II part
И. С. Бах (1685-1750) Сюита № 1 для лютни ми минор, BWV 996
М. Глинка (1804-1857) Вариации на тему Моцарта
Л. Шпор (1784-1859) Фантазия до минор, соч.35
А. Цабель (1834-1910) «У фонтана»
Г. Ляшенко (р.1938) «Контрапункты»
М. Мчеделов (1834-1910) Вариации на тему Паганини
М. Турнье (1879-1951) Этюд «Утром»
Artemiy Izmaylov (harp)
About the program of the concert
Итальянский музыкант эпохи барокко Джузеппе Валентини (1681-1753) был известен современникам как скрипач и композитор, а также как художник и поэт. Его новаторские произведения привлекали внимание, и хотя композитор находились в тени великих А. Корелли и А. Вивальди, его вклад в историю итальянской инструментальной и — шире — европейской музыки весьма значителен. Он создавал произведения разных жанров; среди них выделяются сонаты и концерты для различных струнных ансамблей, в которых соединяются глубина и эмоциональность, драматизм и изящный юмор. К их числу относится Соната для виолончели и фортепиано ми мажор.
Цикл Adagio и Allegro для солирующего инструмента в сопровождении фортепиано был первоначально написан выдающимся немецким композитором Робертом Шуманом для валторны, но предусматривал введение в качестве солирующего инструмента также виолончель или скрипку. Композитор создает цикл в 1849 году, будучи уже европейски известным музыкантом. Он активней, чем многие его современники утверждает в сочинениях черты романтизма, насыщая их яркими образными чертами, переосмысливая традиционные гармонию, ритм, форму. Adagio в данном двухчастном цикле – развернутое, многоплановое - излагает основные музыкальные темы-образы, причудливые интонации которых, обогащенные ритмически, продолжают свое развитие в Allegro, пронизывая всю музыкальную ткань сочинения. Дуэт солирующего инструмента и фортепиано, темброво и технически разный при использовании различных инструментов, создает иллюзию бесконечно меняющейся музыкальной картины.
Шесть сюит для виолончели соло занимают в творчестве выдающегося немецкого представителя эпохи барокко И.С. Баха (1685-1750) относительно небольшое место, однако, их роль в формировании жанра инструментального цикла весьма значима. Ни до, ни после Баха никто из композиторов не сумел создать в этом жанре ничего, приближающегося по художественному совершенству к данному уникальному циклу. По словам выдающегося отечественного исполнителя Д. Шафрана, изучение баховских сюит «начинается у каждого музыканта с детства и продолжается до конца жизни». Отличающую жанр сюиты обычную последовательность танцев, характерных для баховской эпохи, композитор превращает в единое по художественному замыслу сочинение, где Прелюдия, Аллеманда и Куранта создают завязку действия, Сарабанда выступает его лирическим центром, Менуэт, Бурре и Гавот — жанровые сценки, а Жига становится финалом, обобщающим весь цикл. В то же время каждая из частей – яркая, самостоятельная пьеса, которую исполнители часто включают в концертные программы. Сюита № 4 является одной из самых известных, и исполнение трех пьес — Прелюдия, Сарабанда и Жига — демонстрируют жанровое и образное многообразие баховского инструментального стиля.
Еще одна Сюита ми минор И.С. Баха, но предназначенная для лютни, прозвучит в концерте. Бах редко обращался к этому инструменту, им написаны лишь три сюиты, цикл «Прелюдия, фуга и Allegro» и отдельные небольшие пьесы. В сюитах сохраняется состав, характерная последовательность танцев, и лишь технические условия, связанные с особенностями инструмента, его выразительными возможностями, выделяют ее среди других. Сюита ми минор, три части которой будут исполнены, по мнению некоторых исследователей, могла быть написана не собственно для лютни (струнно-щипкового инструмента), а для одной из разновидностей клавишных инструментов – «лютневого клавесина» с жильными струнами. Вероятно, поэтому все пьесы Сюиты так гармонически насыщены и разнообразны и так выразительно звучат в переложении для арфы.
Традиции И.С. Баха в определенной мере продолжил Макс Регер (1873-1916) — немецкий композитор, органист, дирижер, в творчестве которого соединились черты неоклассицизма и романтизма. В 1915 году им были написаны Три сюиты для соло виолончели, оp. 131c, воскрешающие традицию сочинений для сольного струнного инструмента, но претворяющие ее уже в условиях музыки ХХ века. Вторая сюита ре минор решена композитором как четырехчастный цикл, где от старинных танцев остались Гавот (вторая часть) и Жига (четвертая часть), далеко ушедшие от своих прообразов. Даже первая часть Прелюдия переосмыслена в цикле – это не лаконичное вступление, а развернутая пьеса в медленном темпе (Largo), эмоционально насыщенная, со сложным гармоническим решением.
Известный русский композитор Ю.А. Шапорин (1887-1966), известный оперой «Декабристы», симфонией-кантатой «На поле Куликовом», являлся автором целого ряда инструментальных сочинений. В 1959 году им были написаны «Пять пьес для виолончели и фортепиано», которые он посвятил Мстиславу Ростроповичу. Начинавший свой путь как виолончелист, Шапорин прекрасно знал выразительные и технические возможности инструмента, раскрыв их в цикле. Завершающая пьеса — Скерцо — использует характерный для струнных пьес прием perpetuum mobile («вечное движение»), формирующий великолепные возможности для создания яркой, темпераментной пьесы.
«Вариации на тему из оперы В.-А. Моцарта “Волшебная флейта”» были написаны М.И. Глинкой (1804-1857) в начале его композиторского пути — в 1822 году. Спустя пять лет он вернулся к сочинению, сделав его вторую редакцию. В своем инструментальном творчестве композитор часто обращался к операм зарубежных композиторов (В. Беллини, Г. Доницетти и др.), исполнявшимся в России, создавая на основе их тем собственные сочинения преимущественно в жанре вариаций. Они были рассчитаны, в основном, на любительское исполнение в художественно-литературных салонах и не отличались технической сложностью. К ним относятся и «Вариации на тему Моцарта» для арфы или фортепиано, представляющие собой небольшой инструментальный цикл. Для своего сочинения Глинка выбрал знаменитый фрагмент оперы «Волшебная флейта» – эпизод из сцены Мистерий Изиды («Колокольчики Папагено»), создав на его основе выразительную пьесу.
Один из первых музыкантов-романтиков Людвиг Шпор (1784-1859), немецкий скрипач-виртуоз, дирижер, композитор был известен как автор многих сочинений в разных жанрах, среди которых выделяются две Фантазии для арфы. Сочинения для этого инструмента окрашены для композитора особыми воспоминаниями – прекрасной арфисткой была его жена. Фантазия до минор – свободная одночастная композиция – во многих своих чертах предвосхищает будущие великолепные творения композиторов XIX века.
А.Г. Цабеля (1834-1910) заслуженно называют основоположником петербургской исполнительской школы на арфе. Он играл в оркестре Мариинского театра и был профессором Санкт-Петербургской консерватории. Цабель приобрел известность как создатель ярких художественных сочинений для своего инструмента, ныне входящих в репертуар всех исполнителей мира а также как автор учебника «Школа арфы», до настоящего времени остающегося основным в подготовке виртуозов. Его программные пьесы создавались в расчете на художественный возможности арфы, способной передать определенное настроение или состояние. К ним относится и пьеса «У фонтана», где образ льющейся воды как бы естественно рождается из волшебных звуков арфы.
Среди современных украинских музыкантов выделяется композитор и музыковед Г.И. Ляшенко (род. в 1938 году), автор симфонических, хоровых, инструментальных сочинений. Появление в его творчестве пьесы «Контрапункты» во многом обусловлено и научными интересами, поскольку Ляшенко – один из наиболее известных специалистов в области полифонии, автор многих трудов в этой области. В музыкальной пьесе как бы сплелись творческие и научные устремления, воплотившись в эмоционально сдержанном, выразительном звучании.
Вариации на тему Каприса № 24 Н. Паганини создавали многие композиторы – Ф. Лист, И. Брамс, С.В. Рахманинова. Обратился к этой же теме и М.П. Мчеделов (1903-1974) – известный арфист, педагог, композитор, автор целого ряда оригинальных произведений, переложений и обработок для арфы. Его «Вариации на тему Паганини» показывают тему в ее необычном инструментальном облике, и каждая из 11 вариаций дает возможность обозначить новую грань выразительной мелодии. Заключительная каденция – блестящая, виртуозная — призвана подчеркнуть интонационное богатство исходной темы и ее способность представать каждый раз в новом облике.
Марсель Турнье (1879-1951) - французский арфист, композитор, профессор Парижской консерватории по классу арфы. Его творчество отмечено влиянием импрессионистов, что определило особую роль музыкальной пейзажности, нашедшей отражение в многочисленных сочинениях для арфы соло и в ансамбле. Наиболее известным сочинением композитора стал этюд для арфы «Утром», в котором сложные технические задачи не помешали рождению выразительной пейзажной зарисовки.
Проф. З.М. Гусейнова
Ticket Offices
Ticket offices:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin