Т. Майуцуми (1929-1997) "Бунраку" для виолончели соло
И. Брамс (1833-1897) Соната №1 для виолончели и фортепиано ми минор ор.38
Д. Поппер (1843-1913) Этюд № 9 Соль мажор
С. Прокофьев (1891-1953) Соната для виолончели и фортепиано До мажор ор.119
Fedor Amosov (cello)
piano laureate of international competitions Liudmila Nabok
About the program of the concert
Тоширо Майуцуми принадлежит к числу японских композиторов, искусство которых стало достоянием мировой музыкальной культуры. Он учился в Японии, затем в Парижской консерватории, сотрудничал со многими крупными деятелями, среди которых, например, Морис Бежар (с ним Майуцуми работал над балетом «Кабуки. История 47 самураев», создавал сочинения в традициях иных национальных культур (в 1948 году им была написана Rumba Rhapsody). «Бунраку» — пьеса для виолончели соло, она датирована 1960 годом. Слово многозначно: «бунраку» называют разновидность национального кукольного театра, но оно связано и с особенностями пропеваемого-прочитываемого текста. В продолжительной пьесе-монологе присутствует и то, и другое; здесь отчетливо слышны и элементы повествования, и некоторая «марионеточность» действия.
Соната ми-минор для виолончели и фортепиано op. 38 выдающегося немецкого композитора Иоганнеса Брамса была написана в 1862-65 годах. Три ее части (I. Allegro non troppo. II. Allegretto quasi menuetto. III. Allegrо) уже обнаруживают характерные черты произведений композитора: мужественность звучания, сдержанность высказывания, выразительность и пластичность фактуры, тонкое знание природы инструментов. Внешне спокойная первая часть, в которой, однако, временами слышны трагические оттенки, сменяется менуэтом. Придавая данной части черты старинного танца, композитор в действительности создает выразительную лирическую пьесу, подчас приобретающую драматический оттенок. Особенно вдохновенно звучит здесь средняя часть – трио, концентрирующая основные черты выразительной брамсовской мелодики. Энергичный финал становится достойным завершением сложного, многопланового цикла.
Знаменитый чешский виолончелист–виртуоз и композитор Давид Поппер много лет отдал педагогической работе в Будапештской консерватории, воспитав замечательную плеяду европейски знаменитых исполнителей. Его супруга — пианистка, ученица Ф. Листа Софья Ментер в свое время была профессором Петербургской консерватории. Поппером было написано много произведений для виолончели, в том числе 4 концерта с оркестром, Реквием для 3 виолончелей с оркестром, Фантазия на темы украинских песен, 4 сюиты для виолончели с фортепиано и с оркестром. Входящие в опус 73 написанные Поппером 40 этюдов для виолончели соло ("Hohe Schule des Violoncellspiels"), предполагают, помимо определенной технической задачи, и раскрытие художественной идеи, что всецело характерно и для исполняемого этюда №9.
Масштабное и разнообразное в жанровом отношении наследие С.С. Прокофьева (1891-1953) содержит и ряд поразительных камерно-инструментальных сочинений, среди которых выделяется его Соната для виолончели и фортепиано До мажор (1949). После первого исполнения Сонаты (1 марта 1950 года в Малом зале Московской консерватории) друг композитора Н.Я. Мясковский записал в своем дневнике: «Вчера Ростропович и Рихтер играли открыто Виолончельную сонату Прокофьева - первоклассное, изумительное произведение». Эти слова предопределили творческую судьбу нового сочинения.
Композитор ввел в Сонату в качестве эпиграфа слова М. Горького "Человек — это звучит гордо", определяя тем самым образный строй сочинения: масштабность, возвышенность, могучую силу и интеллект. Сохраняя трехчастное строение (I. Andante grave. II. Moderato. III Allegro ma non troppo), композитор в каждой из частей разрабатывает самостоятельную образную сферу: эпичность первой части сменяется юмористическим, подчас озорным звучанием второй, и обе эти линии завершают свое развитие в третьей части, дополненные разнохарактерными, энергичными лирико-драматическими элементами. Очень важна заключительная кода: она построена на главной теме из первой части, которая теперь звучит как апофеоз, обрамляя таким образом и достойно завершая инструментальный цикл.
Проф. З.М. Гусейнова
Rules for visitors
1. Overclothes should be left at the cloakroom. |
|
2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom. |
|
3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge. |
|
4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes. |
|
5. Children under 12 years are not admitted. |
|
6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls. |
|
7. The use of mobile phones during a concert is not permitted. |
|
8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment. |
|
9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House. |
|
10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Ticket Offices
Ticket offices:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin