Л. Бетховен (1770-1827) Концерт для скрипки с оркестром ре-мажор ор. 61
laureate of international competitionsAndrey Baranov (violin)
II part
С. Прокофьев (1891-1953) Симфония-концерт для виолончели с оркестром ми-минор ор.125
laureate of international competitionsAleksander Ramm (cello)
Sуmphony Orchestra of St. Petersburg State Capella
Artistic director and chief-conductor – People's artist of Russia Alexander Chernushenko
Conductor Winner of the I All-Russian Music Competition Dimitris Botinis
About the program of the concert
Концерт для скрипки с оркестром D-dur (ор. 61) Людвига ван Бетховена был написан в 1806 году, отмеченном созданием ряда ярких сочинений, в первую очередь — Четвертой симфонией. Концерт посвящен Стефану фон Брейнингу — ученику Бетховена, до конца дней остававшегося самым преданным другом композитора. Концерт называют вершиной скрипичной музыки Бетховена, ставя рядом с ним его же знаменитую «Крейцерову» сонату. Концерт отличает не столь часто встречающееся у Бетховена преобладание светлых настроений, энергичная жизнерадостность, в нем очевидна опора на фольклорные истоки. Большую смысловую нагрузку несет партия оркестра, демонстрирующая яркий образец симфонического мышления композитора; ведущая же партия солиста блестяще представляет яркий мелодизм и виртуозное богатство инструмента. Первая часть (Allegro ma non troppo) основана на двух темах: главной партии, активной, упругой, с чертами маршевости, и побочной, характеризующейся подчеркнутой лиричностью. Вторая часть (Larghetto) переводит звучание в более камерный, подчас интимный характер, где привлекают внимание мелодические фигурации солирующей скрипки. Финальное Рондо (Allegro) построено на многократном возвращении основной темы, в которой использован деревенский лендлер, определяющий весь строй заключительной части.
Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева (1891-1953) открыло одну из самых ярких страниц мировой музыкальной культуры ХХ века. Автор множества сочинений самых разнообразных жанров, создатель нового направления в музыке, Прокофьев оказал мощное влияние на искусство отечественных и зарубежных композиторов-современников. Симфония-концерт для виолончели с оркестром e-moll (op. 125) стала последним крупным произведением С.С. Прокофьева. Оно было закончено композитором в 1952 году. В основе сочинения лежит Концерт для виолончели с оркестром, создававшийся композитором в 1933-1938 годах, который Прокофьев в своей последней редакции коренным образом переработал. Давая ей название «Симфония-концерт», Прокофьев не только подчеркивал монументальность сочинения, значительную роль его оркестровой партии, но и подлинный драматизм, сближающий его с его симфониями № 5 и № 6. В течение всего времени создания Симфонии-концерта Прокофьев активно сотрудничал с М.Л. Ростроповичем, которому и посвятил свое сочинение. Знаменательной стала премьера Симфонии-концерта: произведение было исполнено 18 февраля 1852 года Московским молодежным оркестром под управлением Святослава Рихтера; солировал Мстислав Ростропович.
Сохраняя в своем сочинении трехчастную форму концерта, Прокофьев переосмыслил в нем соотношение традиционных частей: первая часть Andante выполняет функцию лирико-эпического вступления; во второй части Allegro guisto сосредоточен основной драматизм звучания, данная часть выделяется яркостью и богатством художественных образов; третья часть Andante con moto решена в жанровом ключе; она создана композитором как двойные вариации и построена на ярких контрастах. Партия солирующей виолончели выписана Прокофьевым с особым блеском и виртуозностью. Композитор поручает виолончели исполнение ведущих тем, давая ей возможность продемонстрировать и кантиленность, и драматическую монологичность, и энергичную моторику. Солирующий инструмент, несмотря на противостояние мощи оркестра, сохраняет лидирующее значение на протяжении всего сочинения.
Проф. З.М. Гусейнова
Ticket Offices
Tickets can be purchased in the box offices of:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin