300-350 рублей
Russia, St. Petersburg, Moika Embankment, 122
MapSitePhone:
+7 (812) 400-1-400
C.Debussy (1862-1918). First rhapsody for clarinet and piano L116
«Petite pièce» for clarinet and piano
J.Brahms (1833-1897). Sonata №1 for clarinet and piano in F minor op.120
E.Denisov (1929-1996). Sonata for clarinet solo
Alexander Vasiliev (clarinet)
piano laureate of international competitions Fedor Abaza
II part
L.van Beethoven (1770-1827). Piano Sonata №26 “Les Adieux” for piano in E-flat major op.81a
F.Liszt (1811-1886). Piano sonata in B minor S.178
Fedor Abaza (piano)
About the program of the concert
В 1909 году Клод Дебюсси (1862–1918) был приглашен в Совет директоров Парижской консерватории. Одно из первых поручений ему было связано с заказом на создание двух произведений для кларнета для предстоящих экзаменов. Результатом явилось написание Первой рапсодии, впервые исполненной через год на экзамене в консерватории. Через год Дебюсси оркестровал свое сочинение.
Выдающийся представитель музыкального импрессионизма, Дебюсси и в этом сочинении сохраняет верность художественному направлению. Он создает выразительную картину природы в ее изменчивом, постоянно меняющемся настроении. Избранный композитором жанр рапсодии — сочинения в свободном, импровизационном стиле, построенном на чередовании разнохарактерных эпизодов — позволяет создать наполненное тончайшими нюансами звуковое полотно, где кларнет, как подлинный певец природы, ведет свою изящную инструментальную песнь.
Для кларнета и фортепиано К. Дебюсси тогда же, в 1910 году была написана Маленькая пьеса, предназначавшаяся для «читки с листа», то есть исполнения без специальной подготовки. Но такое техническое задание не помешало композитору создать выразительную инструментальную миниатюру, наполненную лирикой и изяществом.
На пороге своего 60-летия, в 1891 году, Иоганнес Брамс, закончив сочинение Струнного квартета (ор. 111), объявил о завершении своей композиторской деятельности. Но знакомство с известным кларнетистом Р. Мюльфельдом (1856-1907) заставило композитора отказаться от принятого решения. Брамс создает несколько сочинений для кларнета, среди которых — Две сонаты ор. 120, ставшие событием в музыкальной жизни Германии. Кларнет с его способностью быть выразителем лирических настроений и драматических коллизий, представать в разных обликах и всегда вносить неповторимую инструментальную краску открыл для Брамса новую возможность воплотить серьезные творческие замыслы. Масштабность и глубина, отличающие сочинения композитора в целом, проявились и в Сонате для кларнета № 1, четыре части которой (1. Allegro Appassionato. 2. Andante un poco adagio. 3. Allegretto grazioso. 4. Vivace) последовательно раскрывают этапы лирико-драматического повествования.
Соната для кларнета соло была написана Эдисоном Денисовым в 1972 году по просьбе известнейшего исполнителя Льва Николаевича Михайлова (1936-2003) и посвящена ему. Необычность сочинения заключается в том, что оно создавалось для экспериментального четвертитонового кларнета, но завоевало популярность все же в исполнении музыкантами на обычном кларнете. Композитор раскрыл замысел своей Сонаты как двухчастного сочинения: «обе ее части строятся на одном и том же материале. Первая часть — это своего рода вступление. Характер чисто импровизационный, тактовых черт нет, нет ни малейшего элемента ритмической остинатности, нигде нет даже двух шестнадцатых или двух восьмых подряд — ткань непрерывно и свободно меняется; и потому, что ритмические структуры очень сложны, возникает ощущение настоящей свободной импровизации на кларнете. А вторая часть полностью противоположна первой — это одновременно и скерцо, и финал, то есть является настоящим центром всего цикла. В основе здесь принцип непрерывного варьирования: ткань непрерывно меняется, метр тоже меняется часто и ритмические сетки всё время очень сложные».
Фортепианная соната № 26 Es-dur «Прощальная» (единственная программная из 32-х фортепианных сонат композитора) была написана Людвигом ван Бетховеном в 1809-1810 годах и посвящена покровителю и ученику музыканта, эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому, который был вынужден покинуть Вену во время нашествия Наполеона. Программность сонаты утверждена самим Бетховеном, который над тремя первыми звуками начальной аккордовой темы медленного вступления выписал слово: «Lebewohl» («Прощание»), обозначив тем самым название части. Вторая часть (Andante espressivo) носит название «Abwesenheit» («Разлука»), третья (Vivacissimamente) — «Das Wiedersehen» («Возвращение»). Соответственно этому выстраивается цикл, где первая часть (сонатное аллегро) предваряется медленным вступлением; здесь, собственно, сосредоточена основная идея произведения. Медленная вторая часть, в которой звучат интонации вступительного «прощания», раскрывает характерное для композитора состояние волнения и переживания. Третья часть передает динамичное, напряженное движение, часто встречающееся в бетховенских финалах, но здесь оно на краткое мгновение останавливается в свое беге, вводя медленные эпизоды, как бы возвращающие слушателя к начальному печальному состоянию.
Фортепианная соната си-минор выдающегося венгерского композитора Ференца Листа была написана им в 1853 году, накануне работы над «Фауст-симфонией». Соната стала первым этапом в разработке композитором «фаустовской» темы, определив ее содержание, хотя текстовая программа сонате не предпослана. Автор посвятил свое произведение Р. Шуману в ответ на посвящение ему тем До-мажорной фантазии. Лист создает одночастную сонату, как бы сжимая масштабный многочастный цикл в рамки драматически насыщенной, разнохарактерной, динамичной формы. Все основные разделы сонаты отмечены проведением одной и той же темы, которая может быть определена как тема Рока. Она звучит во вступлении — сначала сурово, затаенно, но с каждым новым проведением тема меняет облик, сближаясь по характеру с другими темами сонаты. Они разнохарактерны, поскольку отражают различные образные грани: героическое начало сменяется мефистофельской иронией, фанфарность — нежнейшей лирикой. Но последнее слово остается все же за темой вступления, она завершает сонату, возвращая события к начальному образу безысходности.
Проф.З.М.Гусейнова
Rules for visitors
1. Overclothes should be left at the cloakroom. |
|
2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom. |
|
3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge. |
|
4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes. |
|
5. Children under 12 years are not admitted. |
|
6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls. |
|
7. The use of mobile phones during a concert is not permitted. |
|
8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment. |
|
9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House. |
|
10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Ticket Offices
Ticket offices:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin