Ф. Шуберт (1797-1828) «Соната-арпеджионе» для альта и фортепиано D 821 a-moll
Дж. Энеску (1881-1955) «Концертная пьеса» для альта и фортепиано
Alexander Tatarinov (viola)
piano laureate of international competitions Vitalii Starikov
II part
Д. Шостакович (1906–1975) Прелюдия и Фуга op.87 No.15, Des-dur
Л. Бетховен (1770-1827) Соната No.26 op.81a, Es-dur «Прощальная»
Ф. Лист (1811-1886) Мефисто-вальс No.1 S.514, A-dur
Vitalii Starikov (piano)
About the program of the concert
В 1824 году Францем Шубертом была написана Соната для арпеджионе и фортепиано. Арпеджионе — струнный смычковый инструмент, сконструированный в 1823 году, который часто называли «гитара-виолончель» или «гитара любви», поскольку он близок виолончели по размеру и способу игры, но, подобно гитаре, имеет шесть струн и лады на грифе. Связь с гитарой также подчеркивалась предназначением инструмента сопровождать лирические высказывания композиторов и исполнителей. Название инструмента, от которого вскоре в концертной практике отказались, стало использоваться как название музыкального произведения, а само оно звучало в переложении для разных инструментов — альта, виолончели, контрабаса, гитары, флейты и проч.
В Сонате для арпеджионе и фортепиано Шуберт остается верен себе. Его творчество, в котором центральное место отведено песням, определило характер сочинений и других жанров. Песенными мелодиями, изящной лирикой отличаются все сочинения композитора, и везде господствует романтическая, выразительная песенная тема. Возможно, поэтому в творчестве Шуберта преобладают спокойные темпы, развернутые изложения. Не случайно Р. Шуман говорил о «божественных длиннотах» в сочинениях своего собрата. Все эти черты отчетливо проявляются в Сонате. Три ее части (I. Allegro moderato; II. Adagio; III. Allegretto, где вторая часть непосредственно переходит в третью) раскрывают все богатство лирических настроений, выразительнейших мелодий, удивительных ансамблевых звучаний, всегда выделявших сочинения Шуберта среди других романтиков.
Румынский национальный композитор-классик, скрипач, дирижер ХХ века Джордже Энеску в своем творчестве опирался на особенности национального фольклора, многогранно претворяя его в произведениях и продолжая в них традиции европейского музыкального романтизма. Как исполнитель, Энеску гастролировал в России (1909, 1917) и в СССР (1946), заслужив блестящие отзывы Д.Д. Шостаковича и Д.Ф. Ойстраха. Он был прекрасным скрипичным педагогом, среди его учеников — И. Менухин. По выражению самого Энеску, в нем сочетались «пять музыкантов» – композитор, скрипач, дирижер, пианист и педагог.
Инструментальное наследие композитора характеризуются сочинениями для разных составов, в котором особое место занимает одночастная Концертная пьеса для альта и фортепиано, написанная в 1906 году. Здесь в полной мере раскрываются существенные особенности стиля композитора, где представлены черты песенного и танцевального фольклора, имитируются элементы народного исполнительства, обозначена импровизационность изложения и особая выразительно-техническая свобода, позволяющая дуэту исполнителей создавать в рамках текста инструментальную фантазию.
В 1950 году весь мир отмечал 200-летие со дня смерти великого И. С. Баха. В память о композиторе в Лейпциге был организован фестиваль и конкурс исполнителей его произведений. Среди приглашенных на фестиваль был Д.Д. Шостакович; после возвращения он приступил к созданию фортепианного цикла «Двадцать четыре прелюдии и фуги», выполнив его как «музыкальное приношение» великому человеку. По воспоминаниям известной пианистки, исполнительницы всего цикла Т.П. Николаевой, замысел состоял в создании «большого драматургического полотна», а не отдельных прелюдий и фуг. Однако, каждый отдельный «диптих» (прелюдия и фуга в одной тональности) этого сочинения представляют собой законченное целое, поражающее многогранностью и богатством фантазии. Прелюдия и фуга No. 15, Des-dur во многом контрастны по настроению. В прелюдии отчетливо слышны танцевальные элементы, в первую очередь, вальсовые. Музыка четырехголосной фуги же обращает слушателей к иным настроения: здесь господствует стихия, необузданная сила, которая лишь изредка приглушается интонациями из прелюдии.
Фортепианная соната № 26 Es-dur «Прощальная» (единственная программная из 32-х фортепианных сонат композитора) была написана Людвигом ван Бетховеном в 1809-1810 годах и посвящена покровителю и ученику музыканта, эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому, который был вынужден покинуть Вену во время нашествия Наполеона. Программность сонаты утверждена самим Бетховеном, который над тремя первыми звуками начальной аккордовой темы медленного вступления выписал слово: «Lebewohl» («Прощание»), обозначив тем самым название части. Вторая часть (Andante espressivo) носит название «Abwesenheit» («Разлука»), третья (Vivacissimamente) — Das Wiedersehen («Возвращение»). Соответственно этому выстраивается цикл, где первая часть (сонатное аллегро) предваряется медленным вступлением, здесь, собственно, сосредоточена основная идея произведения. Медленная вторая часть, в которой звучат интонации вступительного «прощания», раскрывает характерное для композитора состояние волнения и переживания. Третья часть передает динамичное, напряженное движение, часто встречающееся в бетховенских финалах, но здесь оно на краткое мгновение останавливается в свое беге, вводя медленные эпизоды, как бы возвращающие слушателя к начальному печальному состоянию.
Образы Мефистофеля и Фауста ярко представлены в творческом наследии Ференца Листа. Среди сочинений, посвященных этой теме, выделяются его «Фауст-симфония», Фортепианная соната си минор и три «Мефисто-вальса». Первый из них, написанный автором в 1860-х годах, первоначально создавался как оркестровая пьеса и образовывал вторую часть оркестрового диптиха «Два эпизода из “Фауста” Ленау» (Николаус Ленау – австрийский поэт-романтик первой половины XIX века). Первая часть — «Ночное шествие», не привлекла внимание слушателей, зато вторая часть «Танец в деревенском кабачке» («Мефисто-вальс») стала одним из самых известных в творчестве композитора, особенно в авторской фортепианной версии. В программе пьесы соединены два стихотворных фрагмента. Сначала слышен диалог Мефистофеля и Фауста у окна деревенского кабачка, где проходит веселая пирушка. Затем представлена сцена, где Фауст очарован местной девушкой. Мефистофель отбирает скрипку у деревенского музыканта, начинает играть — и все пускаются в пляс. Фауст, танцуя, увлекает за собой девушку. Звуки дьявольской скрипки преследуют их и в саду, и на лугу, и в лесу... Но музыка «Мефисто-вальса» не является иллюстрацией литературной программы, она рождается как самостоятельная, по театральному образная музыкальная сцена, способная передать не столько события, сколько их психологический и художественный смысл.
Проф. З.М. Гусейнова
Rules for visitors
1. Overclothes should be left at the cloakroom. |
|
2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom. |
|
3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge. |
|
4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes. |
|
5. Children under 12 years are not admitted. |
|
6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls. |
|
7. The use of mobile phones during a concert is not permitted. |
|
8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment. |
|
9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House. |
|
10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Ticket Offices
Ticket offices:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin