03
february
Wednesday
19:00
2016
Ticket price:
300-600 Rubles
Buy online
Audience: 6+
Address:
Russia, St. Petersburg, Moika Embankment, 20
MapSitePhone:
+7 (812) 314-10-58
Billboard:
Concert by St.Petersburg Music House
symphony concert
10th Anniversary of St.Petersburg Music House
I part

WATCH ONLINE

J.Brahms (1833-1897). Concerto for violin and orchestra op.77

laureate of the XV International Tchaikovsky Competition (2015)
Pavel Milyukov (violin)
II part

WATCH ONLINE

 P.Tchaikovsky (1840-1893). Concerto №1 for piano and orchestra op.23

associate professor
Miroslav Kultyshev (piano)

Sуmphony Orchestra of St. Petersburg State Capella

Artistic director and chief-conductor – People's artist of Russia Alexander Chernushenko

Conductor – People's Artist of Russia Sergey Roldugin

IN RUSSIAN

About the program of the concert

Скрипичный концерт D-dur был создан выдающимся немецким композитором Иоганнесом Брамсом летом 1878 года и считается одним из самых ярких произведений скрипичного репертура. В процессе работы композитор постоянно консультировался с известным виртуозом И. Иоахимом, которому впоследствии посвятил свое сочинение. Его же Брамс попросил написать каденцию к первой части. В Скрипичном концерте, как и ранее в фортепианных концертах, Брамс пошел в определенной мере наперекор сложившимся традициям: вместо выдвижения партии солиста на первый план он заставил скрипача подчиниться оркестру, в отдельных эпизодах почти слиться с ним.
В традиционной трехчастной композиции произведения (I. Allegro non troppo. II. Adagio. III Allegro giocoso, ma non troppo vivace) Брамс значительно усилил роль первой части: она по масштабам превышает совместное звучание двух последующих частей. Изменил композитор в ней и характеры основных тем: обычно драматическая главная партия в Концерте звучит пасторально, лирическая побочная приобрела драматический оттенок, активные интонации введены в заключительную партию.
Концерт задумывался как четырехчастный, но вскоре Брамс отказался от этой мысли. Он писал Иоахиму: «Средние части я убрал — конечно, они были лучшими, — и заменил жалким Адажио». Самокритичность Брамса не помешала ему создать удивительно выразительную медленную часть. Она начинается мягкой, красивой мелодией, исполняемой гобоем, в ее основу положены чешские фольклорные мотивы. Примечательно, что она основывается на музыкальном девизе Брамса: FAF («Frei aber Froh») – «Свободный, но счастливый».
Как яркий контраст по отношению к первой и второй части Концерта возникает его финал, основанный на венгерских народных темах. Эмоционально подчеркнутые интонации, богатая и разнообразная ритмика, масштабность и энергия звучания, где скрипка воссоздает стиль игры народных исполнителей, — все это рождает ощущение праздничного завершения многогранной вереницы событий.
Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик», впервые поставленный в 1892 году на сцене Мариинского театра, был и остается одним из самых блистательных сочинений мировой музыкальной культуры. Сказка Э.Т.А. Гофмана, перенесенная на сцену, стала символом победы добра и любви в старой как мир борьбе со злом, а волшебная музыка русского композитора обрекла ее на бессмертие. Балет открывает слушателю целый ряд прекрасных музыкальных номеров, среди которых Adagio пользуется особой известностью. Балетмейстер М. Петипа, работавший с Чайковским над постановкой, назвал Adagio «колоссальным по эффекту». Его первая тема — светлая и торжествующая. В средней части звучит красивая элегическая мелодия. Третья часть Adagio — повторение первой в новом, еще более светлом изложении с широким распевным заключе­нием. Музыкальные номера «Щелкунчика» часто звучат в переложении для различных инструментов, приобретая при этом новые краски, но неизменно сохраняя сказочное очарование оркестра Чайковского.
В оркестровом наследии П. И. Чайковского, представленном величайшими симфониями и программными увертюрами, выделяется и жанр симфонической сюиты. К нему композитор обращается в поисках новых форм оркестрового цикла. Сюита, благодаря возможности создавать свободную композицию, определять необычный образный строй, включать любое количество частей, допускать смешение стилей привлекла внимание Чайковского. В период 1879-1885 годов он создает три оркестровые сюиты, и каждое из произведений по-разному соединяет старинные барочные и современные романтические формы. Сюита № 1 для оркестра была закончена композитором в 1879 году, она в полном виде включает шесть разнохарактерных частей (1. Introduzione e fuga. Andante sostenuto. 2. Divertimento. Allegro moderato. 3. Intermezzo. Andantino semplice. 4. Marche miniature. Moderato con moto. 5. Scherzo. Allegro con moto. 6. Gavotte. Allegro), здесь каждая часть контрастирует остальным и одновременно становится важной гранью в формировании целого. В Сюите, в последовательности симфонических пьес третья часть «Интермеццо» решена композитором в стиле элегического романса, основная тема которого предвосхищает тему знаменитого романса Полины в опере «Пиковая дама», которую он напишет спустя более чем десять лет.
Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского си-бемоль минор (1875) безоговорочно может быть отнесен к числу самых исполняемых в мировой музыкальной практике сочинений. Сейчас даже трудно себе представить, что в свое время он вызвал непонимание со стороны Н.Г. Рубинштейна, которому собирался посвятить новое произведение Чайковский и который объявил концерт «непригодным для исполнения». Первым исполнителем Концерта (это произошло в США, в Бостоне) стал Ганс фон Бюлов — выдающийся немецкий пианист, ученик Ф. Листа, которому и посвящено сочинение. В России же первым исполнителем Концерта был С.И. Танеев. В одном из писем он назвал сочинение первым русским фортепианным концертом.
В своем сочинении Чайковский использовал несколько народных тем, в том числе украинских. В первой части Концерта (Allegro non troppo e molto maestoso) в главную партию он ввел напев лирников, который слышал на Украине. Финал Концерта (Allegro con fuoco) композитор построил также на украинской плясовой песне «Выйди, выйди, Иваньку». По воспоминаниям брата Модеста Ильича Чайковского, во вторую часть Концерта (Andantino semplice. Prestissimo. Tempo primo) композитор ввел французскую песню, которую часто напевали его младшие братья.
Сочинение Чайковского принадлежит к числу самых светлых и самых торжественных среди всех фортепианных концертов. Открывающие первую часть Концерта мощные аккорды, яркая гимническая тема, звучащие и у оркестра, и у солиста, создают тот особый, приподнятый характер, который сохраняется на протяжении всей части, оттеняясь другими темами. Вторая (медленная) часть привносит лирический нюанс, возникающий благодаря теме, напоминающей колыбельную. Финал Чайковский традиционно решает как картину всеобщего веселья, хоровод народно-жанровых мелодий, логично венчающий Концерт.
 
Проф.З.М. Гусейнова
 
 

Ticket Offices

Artistic Director of St.Petersburg Music House:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin