И. Брамс (1833-1897) Соната №3 для скрипки и фортепиано ре-минор ор.108
Б. Барток (1881-1945) 6 румынских народных танцев
М. Равель (1875-1937) Рапсодия "Цыганка"
Polina Borisova (violin)
piano laureate of international competitions Varvara Tarasova
II part
В.- А. Моцарт (1756-1791) Соната №10 до мажор KV330
Ф. Шуберт (1797-1828) - Ф. Лист (1811-1886) Вальс-каприс №6 «Венские вечера» S427
И. Брамс (1833-1897) Пять пьес ор.76
Varvara Tarasova (piano)
About the program of the concert
В творчестве выдающегося немецкого композитора Иоганнеса Брамса камерно-инструментальные сочинения занимают одно из ведущих мест. Использование различных тембровых сочетаний, художественных и технических особенностей инструментов определялись главной задачей — передать человеческую драму во всей ее сложности и неоднозначности, раскрывая неповторимые оттенки душевного переживания. Для Брамса важным было присутствие в ансамблях фортепиано (не случайно из 24-х созданных им камерно-инструментальных сочинений в 16-ти участвует этот рояль). Фортепиано становилось стержнем произведений, его «телом», в то время как остальные инструменты раскрывали его «душу».
Из трех сонат для скрипки и фортепиано, созданных Брамсом в разные годы, выделяется Соната № 3 (1886-1888), наиболее драматичная, демонстрирующая сложный путь «от элегии к трагедии» и достигающая в кульминационные моменты мятежного, патетического звучания. Композитор решает Сонату почти по-симфонически, как четырехчастный цикл, интонационно объединяя все части: отдельные мелодические обороты из тем первой части постоянно возникают в темах других частей, создавая ощущение спаянности цикла. Интересна последовательность частей: I. Allegro, с его контрастными темами-образами, приходящее в конце к просветленному звучанию; II. Adagio — величественное и возвышенное; III. Un poco presto e con sentimento, демонстрирующее характерный для Брамса образец скерцо-интермеццо; IV. Presto agitato, самое масштабное в Сонате, обнаруживающее скрытый образ бушующей стихии. Лишь ненадолго, как эпизод, возникнет в последней части тихая хоральная тема, которая очень быстро уступит место основному образу финала, и теперь уже в максимальном драматическом накале.
В творчестве крупнейшего венгерского композитора 20 века Белы Бартока фольклорная музыка играла основополагающую роль. Он был не только автором ряда известных сочинений, но также собирателем образцов фольклора и их исследователем. Его внимание привлекало не только народное искусство родной страны, он активно записывал и использовал в своих композиции материалы, связанные с музыкой румын, украинцев, словаков, сербов, арабов, включая напевы негров и индейцев Америки. Особое место в наследии Бартока занимают фольклорные, особенно танцевальные, напевы Румынии. Разнохарактерная мелодика, прихотливая ритмика, возможность воссоздания приемов игры народных исполнителей и звучания фольклорных инструментов вдохновляли композитора на поиск новых выразительных средств, так убедительно дополняющих классические приемы скрипичного исполнительства. Шесть румынских народных танцев чередуются в цикле по принципу контраста. Композитор использует подлинные народные напевы, но не ограничивается лишь их обработкой: он создает колоритные зарисовки, полные юмора и жизнелюбия.
Творческие открытия французского композитора Мориса Равеля, выдающегося представителя музыкального импрессионизма затронули все сферы музыкального языка. В своих сочинениях – операх, балетах, инструментальных опусах — он предстает как яркий новатор в области мелодики, гармонии, метроритма, инструментовки. Всеми оттенками национального колорита отличаются его сочинения, посвященные сюжетам из жизни разных народов, в которых композитор всегда умеет сохранить подлинный фольклорных дух и круг образов. Среди таких сочинений - концертная фантазия «Цыганка» для скрипки и фортепиано (1924), которую не случайно называют рапсодией. Свойственные данному жанру свобода, импровизационный стиль, чередование разнохарактерных эпизодов, основанных на народно-песенном материале, в полной мере предстают в «Цыганке». Свое сочинение композитор посвятил скрипачке Иелли д'Арань, которая была его первой исполнительницей.
Одна из 19-ти фортепианных сонат В. А. Моцарта — № 10 До мажор была написана в 1778 году. В целом фортепианная (клавирная) музыка композитора создавалась в период перехода от клавесина и клавикорда к собственно фортепиано, поэтому многие сочинения композитора, с одной стороны, опирались на новые выразительные и технические возможности инструмента, с другой — использовали художественные достижения других жанров, сформировав характерный классический тип инструментальной сонаты. Среди достижений Моцарта — его Соната До мажор, KV 330, в трех частях (I. Allegro moderato. II. Andante cantabile. III. Allegretto), утверждающая индивидуальные черты инструментального стиля композитора.
Вся жизнь выдающегося австрийского композитора Франца Шуберта была связана с Веной, с ее музыкальным бытом, с народными песнями и танцами. Поэтому столь часто в своем вокальном и фортепианном творчестве композитор обращается к традиционным лендлеру и вальсу, создавая на их основе яркие инструментальные сборники и циклы. К ним относится сборник «Венские вечера», позднее привлекший внимание Ференца Листа; им была сделана концертная обработка шубертовских пьес, одна из которых включена в программу сегодняшнего вечера. Здесь вальс, уже у Шуберта приобретший оттенок «капризности», разрастается до масштабов фантазии на тему австрийского танца.
Фортепианные пьесы ор. 76 (4 каприччио и 4 интермеццо) были написаны Иоганнесом Брамсом в 1879 году. Сборник пьес построен на чередовании, хотя и не строго последовательном, свободных по форме каприччио и словно соединяющих их интермеццо. Пьесы сборника стали первыми образцами лирической миниатюры в творчестве композитора, за которыми последуют другие сочинения данных жанров — более свободных и масштабных. В них Брамс во многом выступает продолжателем Р. Шумана. В программу концерта включены первые пять пьес сборника: 1. Каприччио fis-moll (Un poco agitato). 2. Каприччио h-moll (Allegretto non troppo). 3. Интермеццо As-dur (Grazioso). 4. Интермеццо B-dur (Allegretto grazioso). 5. Каприччио cis-moll (Agitato, ma non troppo Presto).
Проф. З.М. Гусейнова
Rules for visitors
1. Overclothes should be left at the cloakroom. |
|
2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom. |
|
3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge. |
|
4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes. |
|
5. Children under 12 years are not admitted. |
|
6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls. |
|
7. The use of mobile phones during a concert is not permitted. |
|
8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment. |
|
9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House. |
|
10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Ticket Offices
Ticket offices:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin