К. Вебер (1786-1826) Концерт №1 для кларнета с оркестром
Дж. Россини (1792-1868) Интродукция и тема с вариациями
Nikita Lyutikov (clarinet)
II part
М. Равель (1875-1937) Концерт для фортепиано левой руки с оркестром ре-мажор
laureate of international competitionsPhilipp Kopachevskiy (piano)
Sуmphony Orchestra of St. Petersburg State Capella
Artistic director and chief-conductor – People's artist of Russia Alexander Chernushenko
Conductor People's Artist of Russia Александр Чернушенко
About the program of the concert
Крупнейший немецкий композитор-романтик и дирижер Карл Мария фон Вебер (1786-1826), автор оперы «Волшебный стрелок», был известен и как создатель ряда произведений с участием кларнета. Среди его сочинений — два концертино и два концерта для кларнета с оркестром, Квинтет для кларнета и струнных, Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано. Кларнет играл большую роль и в других сочинениях композитора, например, именно этот инструмент стал лейттембром Агаты в «Волшебном стрелке».
Оба Концерта для кларнета с оркестром были написаны композитором непосредственно один за другим, и впервые исполнены в 1811 году. Они создавались Вебером для известного кларнетиста Карла Бермана по заказу короля Баварии Макса Иосифа. Концерт № 1 сохраняет традиционную трехчастную форму (Allegro - Adagio ma non troppo - Rondo: Allegro), но композитор привносит в нее новое, романтическое содержание. Здесь господствует образ одинокого героя (порученный кларнету, он предстает перед слушателями, как лирический персонаж, благодаря мягкому тембру инструмента), где каждая часть позволяет обозначить разные психологические грани личности. В первой части в ее двойной экспозиции, где сначала звучит оркестр, а потом только партия переходит к кларнету, «герой» как бы противопоставлен «толпе». Во второй медленной части образ предстает в поэтическом осмыслении, где природа созвучна и благодарна ему. Примененные композитором инструментальные приемы, новаторские для своего времени, позднее будут появляться на страницах многих музыкальных произведений эпохи романтизма. В третьей части композитор переводит звучание в иной пласт, здесь большую роль играют танцевальные элементы, а сама часть оказывается созвучной знаменитой пьесе композитора «Приглашение к танцу».
Имя Джоакино Россини (1792-1868) в истории европейской музыки традиционно связывают с его лучшими образцами в жанре комической оперы, и блистательный «Севильский цирюльник», созданный в 1816 году, остается до наших дней одним из самых исполняемых сочинений. Все свои оперы Россини, как известно, написал за первые 20 лет творчества, последующие же почти 40 лет композитор почти ничего не создавал, лишь изредка обращаясь к инструментальным, хоровым и вокальным произведениям. Оперный период деятельности ознаменовался у Россини созданием произведений и в других жанрах. Среди них выделяется Интродукция и тема с вариациями для кларнета с оркестром Си-бемоль мажор, написанные в 1810 году. Произведение в полной мере несет на себе отпечаток виртуозного стиля композитора: медленная Интродукция (Andante sostenuto) ассоциируется с вступлениями к операм; Тема (Аllegretto) предстает как сложная виртуозная ария, претерпевающая в вариациях многочисленные изменения и появляющаяся каждый раз в обновленном виде.
Морис Равель (1875-1937) — один из самых выдающихся французских композиторов первой половины ХХ века. Его, наряду с К. Дебюсси, называют основоположником импрессионизма в музыке, создателем красочной звукописи, колористической гармонии и оркестровки. В музыке Равеля нашла отражение испанская тематика (опера «Испанский час», Болеро), он был увлечен русской музыкой, особенно М.П. Мусоргским, оркестровав его «Картинки с выставки». Хореографическая поэма «Вальс» (1920) была задумана автором незадолго до начала Первой мировой войны, и тогда сочинение должно было называться «Вена» в честь знаменитой столицы вальсов. Создание Хореографической поэмы связано с деятельностью известного русского антрепренера С.П. Дягилева, произведение предназначалось для постановки в балетном театре Русских сезонов. Программа, предпосланная сочинению, объясняла, что в нем показана картина придворного бала, постепенно появляющегося из густой завесы облаков. Годы спустя Равель писал, что он хотел представить «своего рода апофеоз венского вальса, который поглощается все нарастающим сокрушительным вихрем». Не случайно здесь отчетливо слышны интонации вальсов И. Штрауса. Однако композитор привносит в сочинение и трагические оттенки; они появляются при репризном проведении тем, постепенно становясь преобладающими, приводя конечное звучание к адскому вихрю.
Среди сочинений Равеля видное место занимают два Концерта для фортепиано с оркестром, завершенных в 1931 году. Концерт Ре мажор (для левой руки) был написан композитором для известного австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего правую руку на фронте в 1914 году. Для Витгенштейна были в свое время написаны также сочинения Р. Штрауса, Б. Бриттена, П. Хиндемита, С. С. Прокофьева.
Концерт Равеля — одно из последних крупных сочинений композитора. Несмотря на предназначенность для исполнения партии солиста одной рукой, Концерт отличается чрезвычайной технической сложностью, дающей пианисту возможность продемонстрировать владение всеми элементами фортепианного мастерства. Равель объяснял это стремлением создать впе¬чатление максимально насыщенной двуручной фактуры. Композитор, сам участник войны, пишет Концерт как яркое драматическое произведение, в котором очевидно слышны отзвуки трагедии. Здесь неоклассицистские черты соединяются с приемами джазового пианизма, фольклорные испанские мотивы — с ритмами сарабанды. Концерт одночастный, но смена настроений, контраст оркестровых пластов, сложность гармонических и мелодико-ритмических переплетений позволяют услышать в нем мощность и масштабность симфонического звучания с неизбежными у Равеля импрессионистскими образами.
Проф. З.М. Гусейнова
Ticket Offices
Tickets can be purchased in the box offices of:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin