11
december
Wednesday
19:00
2013
Ticket price:
200 руб.
Audience: 6+
Address:
Russia, St. Petersburg, Nevsky Prospekt, 41
MapSitePhone:
+7 (812) 315-52-36
Billboard:афиша
Concert by St.Petersburg Music House
symphony concert
Приношение романтике
I part

Э. Элгар (1857-1934) Концерт для виолончели с оркестром op.85 e-moll

laureate of international competitions
Evgenia Boginskaya (cello)

Ф. Лист (1811-1886) Фантазия на венгерские темы

laureate of international competitions
Semyon Vlasov (piano)
II part

Ф. Лист. Концерт №2 для фортепиано с оркестром

laureate of international competitions
Alexander Kashpurin (piano)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Conductor – People's Artist of Russia Maxim Fedotov

About the program of the concert

Эдуард Элгар (1857-1934) — известный английский композитор рубежа XIX-XX столетий, автор многих сочинений в разных жанрах – инструментальных, вокально-хоровых и др. Элгар принадлежит к числу поздних композиторов-романтиков, ярко отразивших в своем творчестве характерные черты художественного стиля. Музыка Элгара привлекает своей мелодичностью, красочностью, богатством и изяществом инструментовки, исполнение его сочинений всегда сопровождалось успехом у публики.
Концерт для виолончели с оркестром (ор. 85) стал одной из последних значительных работ композитора. Премьера с большим успехом прошла в октябре 1919 года; солистом выступил Феликс Залмонд, исполнивший концерт в сопровождении Лондонского симфонического оркестра под управлением автора. Четыре части Концерта (1. Adagio — Moderato. 2. Lento — Allegro molto. 3. Adagio. 4. Allegro — Moderato — Allegro ma non troppo — Poco piu lento — Adagio) образуют сложную, драматургически разноплановую композицию, где многогранно используются возможности солирующего инструмента. Виолончели поручается проведение основных тем на протяжении сочинения, и сложная, виртуозная партия солиста дополняется выразительным, красочным звучанием оркестра. Смена настроений, чередование лирических и драматических эпизодов, богатство оттенков делают Концерт колористически ярким и музыкально привлекательным.
Фантазия на венгерские народные темы для фортепиано с оркестром была создана Ференцем Листом (1811-1886) в 1852 году. Блестящий европейский пианист-виртуоз и дирижер, Лист соединил в Фантазии основные черты своего творчества. Его новаторство в области фортепианной музыки (всего им написано более 500 фортепианных сочинений) определяется новизной трактовки инструмента: фортепиано рассматривается им по выразительным и техническим возможностям как равный симфоническому оркестру. Вслед за Бетховеном, Лист превратил фортепиано из салонного инструмента в концертный. Все это в полной мере проявилось в свободной одночастной Фантазии, в основу которой Листом положены темы его родных венгерских песен. Композитор использует мелодии, исполненные национальной героики и пейзажных зарисовок, темы зажигательных танцев и драматических повествований, создавая сложную картину из разнохарактерных эпизодов. Красочность, импровизационная трактовка материала, виртуозный блеск – все характерные черты Листа-композитора и Листа-исполнителя в полной мере раскрыты в Фантазии.
Два фортепианных концерта Ференца Листа относятся к числу новаторских сочинений, раскрывающих особенности, отличающие романтическое направление. Первые наброски Концерта № 2 датируются 1839-1840 годами, они выполнены в период активных европейских выступлений Листа как пианиста. В начальных вариантах произведение называлось «Симфоническим концертом». Затем на несколько лет работа над Концертом была отложена, хотя периодически Лист возвращался к сочинению. Лишь в 1861 году была создана окончательная редакция произведения, которое композитор посвятил своему ученику Гансу фон Бронсарту, исполнившему впервые Концерт вместе с Листом.
Концерт написан в характерной для композитора масштабной одночастной форме, приближающейся к симфонической поэме. Он менее виртуозен, чем листовский Концерт № 1, но более оригинален. Особенностью Концерта № 2 становится, в частности, то, что солирующее фортепиано здесь подчас становится аккомпанирующим для инструментов оркестра. В Концерте отчетливо выделяются шесть разделов, в которых последовательно преобразуется основная тема, возникающая в самом начале: 1. Adagio sostenuto assai, начинающееся с аккордов оркестра, сразу обозначает конфликтность основных элементов темы; 2. Allegro agitato assai: лирико-драматический раздел, где господствуют то героико-трагические, то возвышенно-лирические настроения, насыщенный каденционными эпизодами сольного инструмента; 3. Allegro moderato — раздел, в котором преобладают сумрачные тона, здесь выделяется солирующая виолончель, исполняющая выразительную тему в традициях, близких итальянскому бельканто; 4. Allegro deciso предстает как виртуозная, технически сложнейшая часть сочинения, обозначающая одну из его кульминационных зон;5. Marziale un poco meno аllegro – активный маршевый раздел, где тема предстает в преобразованном виде, приобретая новые оттенки звучания; 6. Allegro animatio – Stretto звучит как финал, венчающий произведение и утверждающий его активный, действенный характер.

Проф. З.М. Гусейнова

Ticket Offices

Artistic Director of St.Petersburg Music House:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin
Евгения Богинская
Семен Власов