23
october
Thursday
18:00
2014
Ticket price:
100-400 рублей
Buy online
Audience: 6+
Address:
Russia, Astrakhan, Anri Barbusse, 16 St.
MapSitePhone:
+7 (8512) 21-16-30
Billboard:
Concert by St.Petersburg Music House
symphony concert
I part

К.Дебюсси (1862-1918). Рапсодия для кларнета с оркестром L116

laureate of international competitions
Evgeny Lukyanchuk (clarinet)

Д.Шостакович (1906-1975). Концерт №1 для скрипки с оркестром ор.77

laureate of international competitions
Roman Filipov (violin)
II part

С.Рахманинов (1973-1943). Концерт №2 для фортепиано с оркестром ор.18

laureate of international competitions
Anna Grot (piano)

Symphony Orchestra of Astrakhan State Theatre of Opera and Ballet

Valeriy Voronin

Conductor – Valeriy Voronin

About the program of the concert

В 1909 году Клод Дебюсси был приглашен в Совет директоров Парижской консерватории. Одно из первых поручений ему было связано с заказом на создание двух произведений для кларнета для предстоящих экзаменов. Результатом явилось написание Первой рапсодии, впервые исполненной через год на экзамене в консерватории. Через год Дебюсси оркестровал свое сочинение. Выдающийся представитель музыкального импрессионизма, Дебюсси и в этом сочинении сохраняет верность данному художественному направлению. Он создает выразительную картину природы в ее изменчивом, постоянно меняющемся настроении. Избранный композитором жанр рапсодии — сочинения в свободном, импровизационном стиле, построенном на чередовании разнохарактерных эпизодов — позволяет создать наполненное тончайшими нюансами звуковое полотно, где кларнет, как подлинный певец природы, ведет свою изящную инструментальную песнь.
Концерт для скрипки с оркестром № 1 (ля минор) был создан Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем в 1948 году и посвящен выдающемуся скрипачу Давиду Ойстраху. Дружба музыкантов, зародившаяся в начале 1930-х годов и продолжавшаяся до последних дней виртуоза (он скончался в 1974 году), вдохновила Шостаковича на создание ряда произведений для скрипки, в том числе двух концертов.
Первый концерт отличается особой глубиной содержания и масштабностью формы. Композитор расширяет границы традиционного трехчастного концертного цикла, приближая Концерт к жанру монументальной симфонии. Не случайно сам Шостакович называл Первый скрипичный концерт «симфонией для скрипки соло и оркестра». Четыре части Концерта: I. Ноктюрн (Moderato),  II. Скерцо (Allegro), III. Пассакалья (Andante), IV. Бурлеска (Allegro con brio) демонстрируют богатство образного содержания, представленного диапазоном настроений от лирического до трагического, а необычность формы (песенная первая часть, драматическая вторая, перемещение каденции солиста в третью часть) позволяют рассматривать его как уникальное явление в жанре концерта вообще. Композитор в определенный момент конкретизирует драматическую направленность сочинения, построив вторую часть на теме еврейской народной песни и усилив авторское начало, введя в текст Концерта свои музыкальные инициалы – тему D-eS-C-H (D. Sch.).
Сергей Васильевич Рахманинов, выдающийся русский композитор, пианист, дирижер, был и остается одной из самых значительных фигур мировой музыкальной культуры. Среди созданных им произведений различных жанров – опер, симфоний, вокально-хоровых сочинений и романсов – самым главным для композитора был фортепианный концерт. В этом жанре проявлялось триединство творческой личности музыканта: он был творцом сочинения, в котором соединялись его любимый инструмент и оркестр. Созданные Рахманиновым на протяжении жизни четыре фортепианных концерта отмечали самые значительные ее вехи, определяли развитие искусства композитора и исполнителя на разных этапах, концентрировали в себе фантазию художника и его высочайшее мастерство.
Написанный на пороге ХХ века Концерт № 2 (1. Moderato 2. Adagio sostenuto 3. Allegro scherzando) стал одной из признанных мировых вершин музыкального искусства. Богатство художественных образов, неизбывная щедрость удивительных по красоте мелодий, одухотворенность и искренность, сквозящие в каждом изгибе тем, аккордовом последовании, оркестровом тембре, уже при первом исполнении обеспечили произведению всеобщую любовь и признание слушателей и профессионалов. Образный строй сочинения, идущий от звукового пространства России, в первой части наполнен торжественным звучанием колоколов (фортепианное вступление), скрытой мощью и суровой мужественностью (тема главной партии), бесконечной нежностью (тема побочной партии). Вторая часть, в которой представлена, по словам писательницы Мариэтты Шагинян, «широкая, простая, средней полосы России, деревенская ширь, бледное небо над хлебами, речушка и туман над речушкой», выходит, однако, за рамки просто пейзажа. За всем этим виден художник, органично воспринимающий природу и отвечающий ей. Финал Концерта композитор решает как сопоставление стремительного, энергичного скерцо и лирической, напевной кантилены. В обеих темах реально ощутимы связи с предшествующими частями Концерта, они как бы сводят воедино все темы сочинения, завершая его мощными, ликующими, обобщающими финальными пассажами.
Проф.З.М.Гусейнова

Artistic Director of St.Petersburg Music House:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin