300-350 Rubles
Russia, St. Petersburg, Moika Embankment, 122
MapSitePhone:
+7 (812) 400-1-400
A. Schnittke (1934-1998). Fugа for solo violin op.5
Suite in the old style for violin and piano op.80
B. Bartok (1881-1945). Sonata for solo violin BB124
Romanian Folk Dances dances for violin and piano BB68
G. Kancheli (b.1935). "Time... and again" for violin and piano
C. Debussy (1862-1918). Sonata for violin and piano
N. Roslavets (1881-1944). Sonata for viola and piano op.30
Dmitry Smirnov (violin)
piano laureate of international competitions Liudmila Nabok
About the program of the concert
Альфред Гарриевич Шнитке — известный композитор, считается одним из наиболее значимых отечественных музыкантов второй половины ХХ столетия. Его творчество отличается стремлением, с одной стороны, отразить острые проблемы современности, с другой же — обратиться к истокам, к музыке ушедших эпох, показав ее значимость в веках. Композитор работал во многих инструментальных жанрах, создавая масштабные симфонические полотна, камерные пьесы и ансамбля, демонстрируя способность воплотить в музыке как «макрокосмос» общемировых идей, так и «микромир» человеческого бытия. Фуга для скрипки соло была написана Шнитке в 1953 году, она демонстрирует высокое мастерство 19-летнего композитора, сумевшего в звучании скрипки сформировать сложную полифоническую ткань. В «Сюите в старинном стиле», работа над которой проходила в период 1965-1972 годов, Шнитке раскрывает свою способность воссоздавать стиль ушедшей эпохи. В начале автор намеревался написать серию пьес педагогического репертуара, позднее на основе отдельных пьес Шнитке создает музыку к кинофильмам Э.Климова «Похождение зубного врача» (1965, пьесы Пастораль, Балет, Пантомима) и «Спорт, спорт, спорт» (1970, пьесы Менуэт, Фуга). И лишь затем «Сюита в старинном стиле» становится самостоятельным концертным опусом с собственной драматургической идеей, далеко выходящей за рамки элементарного иллюстрирования видеоряда. Пять частей «Сюиты» открывают философскую проблему творческого диалога художника с его прошлым, способность мастера войти в другой стиль, не утратив при этом «самого себя».
Венгерский композитор, пианист, педагог, фольклорист Бела Барток принадлежит к числу наиболее известных композиторов–новаторов XX века. Его творчество соединяет в себе безусловное национальное начало, классические европейские традиции и стремление говорить в своих сочинениях современным музыкальным языком. Он работал практически во всех жанрах, создавая произведения для различных инструментов. В конце жизни Б. Барток эмигрировал в США, где им была написана Соната для скрипки соло, созданная по заказу выдающегося виртуоза Иегуди Менухина и впервые исполненная им в 1944 году. Барток, опираясь на баховскую традицию сольной сонаты, в своем произведении переосмысливает многие ее черты, придавая сочинению остро современный характер.
Первая часть (Темро di Chiacone) воссоздает старинный танец Чакону в новом обличье, придавая ему несвойственные ранее монументальность и глубину содержания. Вторая часть Фуга, концентрируя в себе наиболее драматические пласты, переводит звучание в особую лирику третьей части (Мелодия): здесь проходят отголоски предшествующей фуги. Композитор усиливает личностный момент, вводя в данную часть свою музыкальную монограмму. Токката, завершающая сонату, становится обобщающей по смыслу, по концепции произведения финалом, где композитор в конце ставит условное восклицание и одновременно вопрос, оставляя исполнителю и слушателю право определить исход.
Цикл из шести фортепианных пьес «Румынские народные танцы» был написан Б. Бартоком в 1915 году и посвящен Иону Бушицию, собирателю румынского фольклора. Позднее композитор сделал аранжировку цикла для оркестра и для скрипки с фортепиано. В основе каждой из пьес — подлинные фольклорные напевы, бережно сохраняемые композитором, позволяющим себе лишь добавить отдельные штрихи в ткань подлинных мелодий. Последовательность миниатюр следующая: I. Joc cu bata (Танец с палками); II. Braul (Круговой танец); III. Pe loc (Топтание на месте); IV. Buciumeana (Танец из Бучума); V. Poarga Românească (Румынская полька); VI. Mărunțel (Быстрый танец).
Гия Канчели, современный грузинский композитор, для большинства слушателей остается автором музыки к классическим советским фильмам режиссера Г. Данелия — «Мимино» (1977) и «Кин-дза-дза» (1986), а также музыки к знаменитому спектаклю «Ханума» А. Цагарели, поставленному в 1972 году Г. А. Товстоноговым. Но для мирового музыкального сообщества Г. Канчели является крупнейшим современным художником, автором разножанровых сочинений, в которых соединяются отчетливые национальные грузинские традиции, искусство России и Европы. И в крупных произведениях, и в концертных миниатюрах Г. Канчели предстает как остро современный композитор, наделенный неповторимым творческим характером и четким, проникновенным взглядом творца. Родион Щедрин говорил о Канчели: «Аскет с темпераментом максималиста, со сдержанностью затаившегося Везувия». Пьеса «Time… and again» для скрипки и фортепиано была создана композитором в 1996 году. Замысел сочинения был связан с концертным фестивалем «Шуберт сегодня», проводившимся скрипачем Гидоном Кремером. Для фестиваля ряду композиторов были заказаны сочинения, так или иначе связанные с наследием Шуберта. Гия Канчели говорил в связи со своей работой над этим проектом: «Я должен был написать для Гидона Кремера и Олега Майзенберга произведение, которое звучало бы в цикле шубертовских вечеров. Подобные работы выполнили и некоторые мои коллеги. И все они так или иначе смогли использовать образ или тему Шуберта. А у меня ничего не получилось. Конечно, я написал сочинение: оно называется “Time... and again” ("Время... и опять"). Но Шуберт для меня оказался столь неприкосновенным, что, как долго и мучительно я ни старался что-то использовать из его богатейшего материала, я ничего не смог с собой поделать». Тем не менее, композиция «Time... and again» открывает для слушателя собственно отношение современного творца к его давно ушедшему собрату, музыка которого способна и поныне вдохновлять композиторов.
Соната для скрипки и фортепиано французского композитора Клода Дебюсси – одно из немногих его камерно-инструментальных сочинений. Будучи одним из основоположников импрессионизма, Дебюсси стремился передать в своей музыке тончайшие оттенки настроений, необычную колористичность мелодики и гармонии. Создатель крупных театральных сочинений (опера «Пеллеас и Мелизанда», 1902), ярких, почти живописных оркестровых пьес (Три симфонических эскиза «Море», 1905), Дебюсси и в камерном произведении – Сонате для скрипки с фортепиано, написанной незадолго до смерти (1917), сохраняет основные черты стиля. С Сонатой связано последнее публичное выступление композитора: в мае 1917 года автор исполнил сочинение в ансамбле со скрипачом Г. Пуле. В целом Соната принадлежит к числу немногих произведений композитора, написанных в классической форме. Три части (1. Allegro vivo, 2. Интермедия, 3. Финал) по-новому интерпретируют традиционные этапы сонатного цикла: в первой части преобладает повествовательный оттенок, немного печальный и трогательный, лишь к концу достигющий энергичной мужественности; вторая часть — характерное для композитора скерцозное звучание, наполненное изысканной гармонией и подвижной ритмикой; третья часть проста и безыскусна. Композитор писал тогда в одном из писем, что Соната «в силу очень человеческого противоречия полна веселого возбуждения. Не доверяйте в будущем произведениям, которые кажутся парящими в небе, — зачастую они коснеют во мраке угрюмого мозга. Таков финал этой сонаты, проходящий через самые любопытные деформации, чтобы закончиться простой игрой идеи, крутящейся вокруг самой себя, подобно змее, кусающей себя за хвост…».
Николай Андреевич Рославец — один из самых известных представителей русского музыкального модерна начала ХХ века, судьба которого сложилась во многом печально. Он был известен как создатель «синтетаккорда» (техники, подготовившей знаменитый серийный метод А. Шенберга), экспрессионист, в прекрасной музыке которого передаются эмоциональная взрывчатость, нервность, используются особый интонационный строй и специфические гармонические приемы. Критик Л. Л. Сабанеев назвал Рославца «беспримерным типом новатора–академиста». Действительно, многообразная работа композитора, в том числе в жанре инструментальной сонаты, позволяет говорить о необычайном даровании Рославца, как открывателя новых путей в музыке. Одночастная Соната для альта и фортепиано была закончена композитором в 1926 году. Она начинается с изложения основной девятинотной темы, которая формирует последующее изложение материала, приобретая в процессе изложения новые оттенки и рождая контрастные пласты звучания.
Проф.З.М.Гусейнова
Rules for visitors
1. Overclothes should be left at the cloakroom. |
|
2. It is not allowed to take large objects into the interiors: bags, briefcases, backpacks, umbrellas, liquids in any containers, including drinks. It is requested to deposit the aforementioned items in the cloakroom. |
|
3. Visitors should either have indoor footwear or wear shoe covers over outdoor footwear. Shoe covers are provided in the Palace free of charge. |
|
4. Visitors should have footwear without spike heels and metal tips on heels. You have to wear museum slippers over such type of shoes. |
|
5. Children under 12 years are not admitted. |
|
6. The Music House has a Cafeteria where visitors can eat and drink. Please do not take food and drink into the halls. |
|
7. The use of mobile phones during a concert is not permitted. |
|
8. Smoking is not permitted inside the Music House and in the courtyard. Smoking area is on the Moika embankment. |
|
9. Visitors under the influence of alcohol, drugs, or similar substances will not be permitted in the Music House. |
|
10. Possession of dangerous materials, including firearms, is not permitted on the territory of the Music House. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Ticket Offices
Ticket offices:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin