300-600 рублей
Russia, St. Petersburg, Moika Embankment, 20
MapSitePhone:
+7 (812) 314-10-58
Д. Шостакович (1906-1975). Сюита из балета "Золотой век" ор.22а
Д. Шостакович (1906-1975). Концерт №1 для виолончели с оркестром op.107
laureate of international competitionsAleksander Ramm (cello)
II part
С. Рахманинов (1873-1943). Концерт №2 для фортепиано с оркестром ор.18
associate professorMiroslav Kultyshev (piano)
Sуmphony Orchestra of St. Petersburg State Capella
Artistic director and chief-conductor – People's artist of Russia Alexander Chernushenko
Conductor laureate of international competitions Stanislav Kochanovsky
About the program of the concert
На рубеже 1920—1930-х годов Д. Д. Шостакович пишет несколько балетов, в том числе «Золотой век», на основе которого затем создаст сюиту. балет отражает поиски композитора в области новых музыкально-театральных форм и средств выразительности. Шостакович отбирает сюжеты, характерные для того времени, в частности, в балете «Золотой век» раскрываются события, связанные с образами физкультурников (первоначальное название сочинения — «Динамиада»). События балета разворачиваются в одном из европейских городов, куда приезжает для участия в состязаниях команда советских футболистов. Поэтому музыка решена композитором в двух пластах: по словам композитора, «западноевропейские танцы носят характер нездоровой эротики», а образы советских спортсменов решены исключительно в положительном ключе. Первоначальная редакция сюиты включала семь частей: 1. Вступление, 2. Вальс, 3. Чечетка, 4. Адажио, 5. Фокстрот, 6. Полька, 7. Танец. Позднее композитор объединил первые две части, а № 3 и 5 изъяты.
Концерт для виолончели с оркестром № 1 Ми-бемоль мажор (соч. 107) Дмитрия Дмитриевича Шостаковича написан в 1959 году и посвящен первому его исполнителю, выдающемуся музыканту М.Л. Ростроповичу. Композитор сохраняет в Концерте трехчастное строение, обозначая в качестве относительно самостоятельного раздела сольную каденцию, придающую особый блеск всему сочинению (1. Allegretto 2. Moderato 3. Cadenza 4. Allegro). Подчеркнутая мелодичность тематизма, особая интерпретация сольного инструмента, не конкурирующего с целым оркестром, а вступающего в диалог с отдельными его тембрами, создает совершенно новый тип концертного звучания.
Все основные темы Концерта Шостакович доверяет виолончели, давая ей возможность проявить себя и в драматических, и в лирических эпизодах. Четырехзвучный мотив темы вступления, напоминающий начало до-минорной симфонии С.И. Танеева, выполняет роль и основного, начального импульса Концерта, и его итога. Мотив звучит также в других частях сочинения – лирической второй и финальной. Каденция, которой композитор, вопреки традиции, завершает не первую, а вторую часть, по масштабам (она звучит около 6 минут) и по значимости становится самостоятельной частью, чрезвычайно важной с точки зрения образного строя сочинения. Финал Концерта Шостакович трактует как стремительную карнавальную сюиту, где в числе тем-масок всплывает и начальный четырехнотный мотив, постепенно набирающий силу и утверждающе звучащий в конце.
Сергей Васильевич Рахманинов — выдающийся русский композитор, пианист, дирижер, был и остается одной из самых значительных фигур мировой музыкальной культуры. Среди созданных им произведений различных жанров – опер, симфоний, вокально-хоровых сочинений и романсов – самым главным для композитора был фортепианный концерт. В этом жанре проявлялось триединство творческой личности композитора: он был творцом сочинения, в котором соединялись его любимый инструмент и оркестр. Созданные Рахманиновым на протяжении жизни четыре фортепианных концерта отмечали самые значительные ее вехи, определяли развитие искусства композитора и исполнителя на разных этапах, концентрировали в себе фантазию художника и его высочайшее мастерство.
Написанный на пороге ХХ века Концерт № 2 (1. Moderato 2. Adagio sostenuto 3. Allegro scherzando) стал одной из признанных мировых вершин музыкального искусства. Богатство художественных образов, неизбывная щедрость удивительных по красоте мелодий, одухотворенность и искренность, сквозящие в каждом изгибе тем, аккордовом последовании, оркестровом тембре, уже при первом исполнении обеспечили произведению всеобщую любовь и признании слушателей и профессионалов. Образный строй сочинения, идущий от звукового пространства России, в первой части наполнен торжественным звучанием колоколов (фортепианное вступление), скрытой мощью и суровой мужественностью (тема главной партии), бесконечной нежностью (тема побочной партии). Вторая часть, в которой представлена, по словам писательницы Мариэтты Шагинян, «широкая, простая, средней полосы России, деревенская ширь, бледное небо над хлебами, речушка и туман над речушкой», выходит, однако, за рамки просто пейзажа. За всем этим виден художник, органично воспринимающий природу и отвечающий ей. Финал Концерта композитор решает как сопоставление стремительного, энергичного скерцо и лирической, напевной кантилены. В обеих темах реально ощутимы связи с предшествующими частями Концерта, они как бы сводят воедино все темы сочинения, завершая его мощными, ликующими, обобщающими финальными пассажами.
Проф.З.М.Гусейнова
Ticket Offices
Tickets can be purchased in the box offices of:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin