200 рублей
Russia, Nizhny Novgorod, Kreml, 2
MapSitePhone:
+7 (831) 439-11-87
К. Стамиц (1745-1801). Концерт для флейты с оркестром ор.29
laureate of international competitionsElena Sukhareva (flute)
П.Чайковский (1840-1893). Вариации на тему Рококо Ля мажор ор.33
laureate of international competitionsKamil Mukhametdinov (cello)
II part
Ф.Мендельсон (1809-1847). Концерт для скрипки с оркестром ми минор ор.64
laureate of international competitionsDaria Oleinik (violin)
Academic state symphony orchestra of Nizhny Novgorod Philarmonic
Conductor People's Artist of Russia Aleksander Skulsky
About the program of the concert
Карл Стамиц — немецкий композитор и скрипач чешского происхождения, один из наиболее ярких представителей «мангеймской школы». Это творческое и исполнительское направление музыкантов, сложившееся в конце 18 века в одном из городов Германии — Мангейме, во многих отношениях подготовило творческие достижения венского классицизма. Как исполнитель, Стамиц концертировал по всей Европе, в том числе в Санкт-Петербурге. Его перу принадлежит значительное количество инструментальных сочинений, написанных в стиле «мангеймцев» и раннего классицизма — более 50 симфоний, 38 концертных симфоний, более 60 концертов для различных инструментов с оркестром. Концерт для флейты и струнного оркестра Соль мажор (впервые он был издан в 1780 году) относится, наряду с Концертом для альта, к группе наиболее известных сочинений композитора. В нем отчетливо проявляются «предмоцартовские» черты: трехчастность инструментального цикла с характерным соотношением частей (Allegro — Andante non troppo moderato — Rondo. Allegro). Выразительная лирика средней части здесь оттеняет активность первой с ее блестящей каденцией солиста и виртуозность финальной части.
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (1876–1877) П.И. Чайковский посвятил известному виолончелисту Вильгельму Фитгценгагену, который многое сделал для редактирования сольной партии и в исполнении которого сочинение впервые прозвучало.
Называя свое произведение «Вариациями на тему рококо», Чайковский подчеркивал связь основной темы сочинения с искусством XVIII века, с его камерностью, миниатюрностью форм, отказом от сложности музыкального языка, обилием изысканных мелизматических украшений. Характер темы «Вариаций», близкий по звучанию темам «галантного» стиля, отразил увлечение композитором музыкой той эпохи, в первую очередь, В.А. Моцарта (позднее Чайковский еще не раз будет подчеркивать эти связи, они отчетливо проявятся в симфонической сюите «Моцартиана» и пасторали из «Пиковой дамы»).
Свое сочинение Чайковский выстраивает как изящный дивертисмент, где группы вариаций чередуются с чисто оркестровыми эпизодами или каденциями. Тема (не заимствованная, а написанная им самим), полная мелодического обаяния и лирической выразительности, многогранно представлена композитором в восьми вариациях. Партия виолончели, кажется, позволяет показать безграничные выразительные и технические возможности инструмента. Стиль сочинения подчеркивается и составом оркестра; камерный, истинной «моцартовский», оркестр создает изысканный фон для солирующей виолончели. После исполнения «Вариаций на тему рококо» на фестивале в Висбадене в 1879 году Фитценгаген писал Чайковскому: «Мне доставляет громадное удовольствие сообщить Вам, что я произвел Вашими вариациями громадный фурор! Меня вызывали три раза даже во время исполнения, а после вариации Andante бурно аплодировали. Лист по поводу Вашего произведения заметил: «Вот это, наконец, настоящая музыка!».
Концерт для скрипки с оркестром ми минор Ф. Мендельсон создает в последний период жизни — в 1844 году, посвятив его известному скрипачу и педагогу Лейпцигской консерватории Фердинанду Давиду. Со времени первого исполнения сочинения и до настоящего времени Концерт остается одним из самых репертуарных скрипичных сочинений, к нему приобщаются многочисленные солисты и слушатели, профессионалы же нередко создают собственные его исполнительские редакции, в их числе — крупнейший представитель петербургской скрипичной школы Леопольд Ауэр.
Концерт аккумулирует в себе лучшие черты, отличающие музыку композитора — необычайно богатую, выразительную мелодику, бесконечный лиризм, классическую стройность и уравновешенность формы. К этому добавляются виртуозность и блеск скрипичной партии, позволяющие исполнителю передать все оттенки переживаний лирического героя. Композитор сохраняет в своем сочинений три традиционные части. Первая (Allegro molto appassionato) написана в форме сонатного аллегро, три темы которого — романтически-напевная, драматически-взволнованная и лирически-созерцательная — раскрывают основные грани образного содержания музыки Мендельсона. Вторая часть (Andante), возникающая без перерыва вслед за первой, близка по характеру знаменитым «Песням без слов». Финал (Allegretto non troppo — Allegro molto vivace) решен композитором как стремительная, наполненная радостью и ликованием, виртуозная пьеса, перекликающаяся своими настроениями с эпизодами музыки Мендельсона к спектаклю «Сон в летнюю ночь».
Проф.З.М.Гусейнова
Ticket Offices
Режим работы кассы:
11.00-19.00 (обед 14.00-14.30)
+7 (831) 439-11-97
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin