04
april
Wednesday
19:00
2012
Ticket price:
100-150 руб.
Audience: 6+
Address:
Russia, St. Petersburg, Nevsky Prospekt, 41
MapSitePhone:
+7 (812) 315-52-36
Billboard:афиша
Concert by St.Petersburg Music House
chamber concert
«ПАРАД ДУХОВЫХ»
I part

О. Нуссио (1902-1990) «Вариации на тему ариетты Перголези» для фагота

В.-А. Моцарт (1756-1791) Концерт №2 для фагота с оркестром (I часть)

laureate of international competitions
Dmitry Nikitchenko (bassoon)

К. Вебер (1786-1826) Венгерская фантазия для фагота с оркестром ор.35 (переложение для фагота и фортепиано)

М. Бич (1921-2011) Концертино для фагота с оркестром (переложение для фагота и фортепиано)

Ю. Вейсенборн (1837-1888) Марш

И. Вейхендорф «Тема с вариациями» для фагота

piano – laureate of international competitions Natalya Frolova
II part

А. Глазунов (1865-1936) Элегия «Памяти Листа»

piano – laureate of international competitions Маргарита Глухова

Э. Григ (1843-1907) Три песни в переложении Й. Харьянне для трубы и фортепиано
«Канон», «Баллада», «Бабушкин менуэт».

piano – laureate of international competitions Татьяна Савинова

А. Капуцци (1755-1818) Анданте и Рондо

piano – laureate of international competitions Нина Аввакумова

А. Оннегер (1897-1955) «Интрада»

laureate of international competitions
Alexey Popov (trumpet)
piano – laureate of international competitions Татьяна Савинова

Ф. Рабе (р.1935) «Баста» для тромбона соло

laureate of international competitions
Alexey Lobikov (trombone)

О. Беме (1870–1938) Брасс-секстет ми-бемоль минор

About the program of the concert

Санкт-Петербургский Дом музыки приглашает на весенний «Парад духовых»

В среду 4 апреля Санкт-Петербургский Дом музыки приглашает в Зеркальный зал дворца Белосельских - Белозерских (Невский пр., 41) на камерный концерт «Парад духовых» из цикла «Молодые исполнители России». В программе грандиозное выступление студентов кафедр медных и деревянных духовых инструментов Санкт-Петербургской консерватории. В первом отделении выступят фаготисты, соло и в ансамбле. А во втором отделении гости вечера смогут оценить всю палитру ярких звуков медных духовых инструментов: валторны, трубы, тромбона и тубы. Духовая музыка всегда любима горожанами, но пока на улице прохладно и в садах Петербурга стоит тишина, этот вечер подарит слушателям истинное удовольствие и хорошее настроение от яркой и разнообразной программы.

Главной целью концертов цикла «Молодые исполнители России», которые проводит Санкт-Петербургский Дом музыки, федеральное учреждение культуры, под руководством народного артиста России, профессора Сергея Ролдугина является предоставление молодым солистам возможности обыграть программу, с которой впоследствии они отправятся на международные конкурсы.

Начало в 19.00

Фагот - один из основных инструментов оркестра, постоянно включаемый в симфонические произведения уже на рубеже XVII-XVIII веков, – со временем приобретал все большее значение как солирующий не только в оркестре, но и на концертной эстраде. Фаготу поручались сложные оркестровые партии, для него создавались произведения. Одновременно репертуар фагота расширялся за счет специально сделанных для него переложений известных сочинений других жанров. Такие произведения – создававшиеся как фаготовые и в переложениях для фагота – вошли в программу сегодняшнего концерта. Два первых сочинений являются переложениями для фагота вокальных произведений – песни «Весна зовет» Л. Бетховена и одного из трех Вокализов М.П. Мусоргского, написанного автором для ансамбля трех женских голосов. Перевод вокальных сочинений в инструментальную фактуру придал им новый оттенок, усилив выразительность звучания.

Известного итало-швейцарского композитора и дирижера ХХ века Отмара Нуссио (1902-1990) называли в числе своих друзей Д. Мийо и П. Хиндемит, З. Кодаи и И. Стравинский. В его наследии преобладают камерно-инструментальные сочинения, в том числе сюиты, отмеченные необычной образностью: «Рубенсиана», «Шопениана», «Бокаччо-сюита», и др. Фрагменты музыки О. Нуссио вводил в саундтреки своих фильмов Александр Сокуров. Композитором написан, среди прочих сочинений, Дивертисмент для контрафагота и «Вариации на тему ариетты Перголези» (1953) для фагота и струнного оркестра. Положив в основу сочинения незатейливую мелодию итальянского композитора XVIII века Дж. Перголези, Нуссио создает ряд ее жанровых и образных перевоплощений (в их числе – Tamburino, Rapsodia, Elegia, Barbaresca и др.), давая солирующему инструменту возможность показать богатство технических и художественных приемов.

На протяжении своей жизни Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) много раз обращался к жанру инструментального концерта; к их числу относится и Концерт для фагота с оркестром, созданный композитором летом 1774 года в Зальцбурге. Сегодня прозвучит первая часть сочинения; здесь Моцарт масштабно использует богатые выразительные возможности инструмента, многообразие тембров, показывая его в драматических и лирических разделах, передавая ему сольные эпизоды и демонстрируя его возможности в рамках ансамблевого звучания. В 1983 году А.Г. Шнитке написал к Концерту две каденции (в I и во II частях), которые завоевали признание исполнителей и слушателей.

Немецкий композитор-романтик Карл Мария фон Вебер (1786-1826) в своем творчестве не раз обращался к фаготу как солирующему инструменту. Им, в частности, были написаны знаменитый Концерт для фагота с оркестром (1811) и Венгерская фантазия (более точно - Анданте и Венгерское рондо) для фагота с оркестром (1814). Первоначально она была написана автором для альта с оркестром, позднее партия солиста была поручена фаготу. Двухчастное сочинение – медленная первая часть и активная вторая - пронизано интонациями венгерской фольклорной музыки. Здесь фагот уже выступает как харaктерный инструмент, в какие-то моменты приближающийся по звучанию к народным.

Французский композитор Марсель Бич (1921-2011), известный к тому же как исследователь в области полифонии и анализа музыкальных форм, приобрел популярность, в первую очередь, как автор сочинений для различных духовых инструментов - Французской сюиты для гобоя и фортепиано, Технических этюдов для флейты, Фантазиетты для трубы и фортепиано и др. Подчеркнуто современный композитор, он мастерски использовал возможности каждого инструмента, расширяя их технические горизонты и подчеркивая художественно-образные возможности. Концертино для фагота и фортепиано было создано в 1948 году и посвящено профессору Национальной консерватории в Париже Г. Дерену. Свое небольшую концертную пьесу композитор строит на сопоставлении медленного и быстрого разделов, позволяющих исполнителю продемонстрировать виртуозное владение инструментом.

Автор знаменитой «Школы для фагота», известный немецкий музыкант Христиан Юлиус Вейсенборн (1837-1888) прославился как выдающийся исполнитель и педагог, многие годы преподававший в Лейпцигской консерватории. Для своих учеников он создавал многочисленные пьесы, на которых затем учились все фаготисты мира, а также ряд концертных пьес, в том числе знаменитый Марш, вошедший в репертуар многих исполнителей.

Знакомство Александра Константиновича Глазунова (1865-1936) с Ференцем Листом состоялось в 1884 году в Германии, во время заграничной поездки русского композитора. Эта встреча произвела на него большое впечатление, поэтому наступившая вскоре кончина венгерского музыканта не могла не вызвать у Глазунова соответствующей творческой реакции. Памяти Листа он посвящает свою Вторую симфонию и Элегию для виолончели и фортепиано, которая впоследствии появилась в редакции для различных инструментов, в том числе и валторны. Тихая печаль с оттенком драматизма, взволнованность и чувство грусти в полной мере проявляют себя в звучании небольшой, но предельно выразительной пьесы.

Романсы и песни составляют важнейшую часть наследия норвежского композитора Эдварда Грига (1843-1907), он создавал их на протяжении всей жизни. Они в большинстве случаев тесно связаны с национальным бытом и природой Норвегии, передают особенности жителей страны, часто построены на интонациях народных мелодий. К числу таких сочинений относятся и три песни, включенные в программу концерта – «Канон», «Баллада», «Бабушкин менуэт». В переложении для трубы и фортепиано они не утратили своей выразительности, изящества, тонкого юмора. Переложением, но уже контрабасовых пьес для тубы, являются и две следующие пьесы - Анданте и Рондо итальянского композитора Антонио Капуцци (1755-1818).

Пьеса «Интрада» французского композитора Артюра Онеггера (1897-1955), автора ряда сочинений для отдельных инструментов и ансамблей, была написана в 1947 году. Композитор использует для своего сочинения название инструментальной пьесы вступительного характера (по итальянски «intrada» означает «вступление»). В далеком XVI веке так называлась музыка, сопровождавшая торжественные выходы или шествия. Выбор композитором трубы в качестве солирующего инструмента как нельзя лучше подчеркивает характер сочинения – пышность и торжественность движения.

Современный шведский композитор Фольке Рабе (род. в 1935 году), сочинения которого отличаются остро современным звучанием, выделялся стремлением использовать новаторские приемы композиторского письма. Тромбон как солирующий инструмент Рабе использует весьма разнообразно, например, большую известность принес ему написанный в 1989 году Концерт для тромбона «Все одинокие люди», построенный на цитатах из песни знаменитой группы «Beatles». Пьеса «Basta!» (в переводе с итальянского – «хватит!», «довольно!») для тромбона соло, входящая сейчас в репертуар всех концертирующих исполнителей на этом инструменте, была написана в 1981 году. Композитор предстает здесь как приверженец принципов музыкального авангарда.

Выдающийся трубач Оскар Бёме (1870–1938) - выпускник Лейпцигской консерватории, с 1903 по 1921 годы играл в оркестре Мариинского театра, позднее посвятив себя педагогической деятельности. Им создан целый ряд сочинений для духовых инструментов, в том числе - Брасс-секстет ми-бемоль минор для Альт-горна, Корнета, Тромбона, Трубы, Тубы, Тенор-горна. Превосходное знание возможностей каждого инструмента, мастерское использование различных ансамблевых сочетаний, точность тембрового решения позволили композитору добиться в рамках традиционного цикла мощного, яркого, стилистически и технически сложного и многогранного звучания.

Проф. З.М. Гусейнова

Ticket Offices

Artistic Director of St.Petersburg Music House:
People's Artist of Russia, Professor Sergey Roldugin
Дмитрий Никитченко
Алексей Попов